Цены к взлету: страховой фонд для клиентов авиакомпаний-банкротов включат в стоимость билета

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) приступило к проработке предложения по созданию страхового фонда для перевозки пассажиров обанкротившихся авиакомпаний.

   
   

Идея создать фонд на случай форс-мажоров возникла у властей после нескольких громких банкротств ряда авиакомпаний. В частности, речь идет о российском «Континенте» и итальянской Wind Jet.

Скандал вокруг авиакомпании «Континент» разгорелся летом прошлого года. 29 июля она объявила о прекращении своей деятельности, а аэропорты перестали обслуживать ее самолеты. В результате в российских аэропортах оказались сотни пассажиров, не имеющих возможности вылететь к месту назначения. Их перевозку самолетами других авиакомпаний пришлось компенсировать из бюджета. Сейчас гендиректор «Континента» Владимир Красильников находится под следствием по делу о мошенничестве. Потерпевшими по нему признаны 2 тыс. человек.

Уже в августе этого года в центре скандала оказалась итальянская авиакомпания Wind Jet. 12 августа она прекратила полеты из-за финансовых проблем. Перевозчик выполнял рейсы из Италии по популярным направлениям. В России у Wind Jet было порядка 20 рейсов еженедельно. Ее банкротство в разгар сезона отпусков стало настоящим бедствием для множества российских туристов. Многие из них оказались за границей без возможности вернуться в Россию, и разрешением ситуации пришлось заниматься властям обоих государств.

В конце концов, выполнять рейсы прогоревшего авиаперевозчика согласились авиакомпании «Россия» и итальянская New Livingston. Однако за перелет пассажирам придется заплатить второй раз, а за туристов повторно заплатить придется туроператорам.

В 2011 году прекратила полеты российская бюджетная авиакомпания «Авианова». Ее банкротство прошло более спокойно, однако тоже вызвало большой резонанс.

   
   

Создание фонда страхования, судя по всему, выльется в дополнительные сборы для пассажиров.

По словам замминистра транспорта РФ Валерий Окулова, размер такого фонда может составить 3 млрд рублей, а на накопление его потребуется примерно три года. Глава Росавиации Александр Нерадько, в свою очередь, отметил, что оценивает подобный фонд в размере $70 млн. По словам Нерадько, для наполнения фонда достаточно собирать с одного проданного билета по $1, поскольку по прогнозу Росавиации российские авиакомпании перевезут примерно 70 млн человек.

«Подготовлено заключение по созданию такого фонда, и до конца года надо согласовать создание этого фонда с Минэкономразвития, Минфином, ФАС, Минюстом и другими заинтересованными ведомствами», — цитирует чиновника «Интерфакс».

Вероятно, страховка будет распространяться не только на клиентов российских авиакомпаний, но и на российских пассажиров зарубежных авиалиний.

«Пока все вопросы создания фонда находятся в стадии проработки, — сказал помощник гендиректора ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ» Андрей Прянишников. — Нужно решить много вопросов, в том числе, как сделать так, чтобы деньги были зарезервированы именно на эти нужды». По его мнению, дополнительный взнос в размере 30-60 рублей не является большим обременением для пассажиров.

В Росавиации не ожидают банкротств перевозчиков в ближайшее время. По словам Прянишникова, в настоящее время «финансово-экономическое состояние российских перевозчиков стабильно».

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак скептически отнесся к идее создания такого фонда. «Я считаю эту затею вредной и неэффективной, — сказал он. — Надо создавать нормальные условия для развития воздушного транспорта. Это не мера, а лечение симптомов».

 

Эксперт уверен, что в случае введения доплат, цены на билеты заметно вырастут. «Это не один доллар с каждого билета, — говорит Рыбак. — Нужно учесть еще НДС и другие сборы, это приведет к существенному подорожанию билетов».

По мнению эксперта, властям следовало бы уменьшить налоговое бремя на авиакомпании, а не вводить дополнительные сборы. Борису Рыбаку не известно, чтобы в других странах создавались подобные страховые фонды. «Российские авиакомпании находятся в очень плохом состоянии. У всех большая долговая нагрузка. Сложно сказать, кого первым накроет», — отметил он.