Надоели холодные батареи? Новые правила спасут от нервотрепки с «коммуналкой»

Что мне тут насчитали? Фото Валерия Христофорова

Боитесь, что ваш дом обесточат из-за соседа-неплательщика? Надоели чуть тёплые батареи? Получили квитанцию за услугу, которую уже оплатили? Оградить от подобных «радостей» должно новое постановление Правительства РФ № 124 от 14.02.2012, которым утверждены правила заключения договоров между управляющей компанией - УК (ТСЖ или ЖСК) - и организациями, доставляющими нам газ, свет, тепло, воду. В столице это в первую очередь «Мосгаз», «Мосэнерго», «МОЭК» и «Мосводоканал». И пусть мы ограничены в выборе поставщиков ресурсов, но в наших силах теперь заставить УК прописать при заключении договора все возможные внештатные ситуации и избавиться в будущем от нервотрёпки с «коммуналкой». То, как отвечают новые правила на часто задаваемые читателями «АиФ» вопросы, объясняет Александр Инютин, заведующий Западной коллегией адвокатов Москвы.

   
   

Ставим условия

Кому выставить претензию за то, что батареи в квартире у меня часто бывают еле тёплыми?

- Новые правила предусматривают разделение «зон ответственности» между поставщиком ресурсов и той организацией, которая ведает коммуникациями в доме (УК, ТСЖ, ЖСК). Они должны, заключая договор, определить, чья территория с какого вентиля начинается. Например, если батареи не топят, потому что УК перекрыла кран в подвале, то несёт ответственность она. А если вода при подходе к дому была уже холодной, то это вина ресурсоснабжающей организации. Если тепло отсутствует больше четырёх часов (дома от +8 до +10 градусов), требуйте перерасчёта.

 

 

ТСЖ сейчас заключает договор на поставку в наш дом воды. Если вдруг прорвёт трубу, то кто будет заниматься устранением проблем?

   
   

- В правилах говорится, что договор между поставщиком ресурсов и УК не может быть заключён, если не будут оговорены так называемые «сущест­венные условия». Существенные условия - это те пункты, которые обязательно должны присутствовать в документе. Их список приводится в новых правилах. И ваш вопрос - один из них. Стороны, заключающие договор, должны заранее договориться, кто будет выявлять и заниматься устранением подобных проблем.

К существенным условиям также относятся, например, показатели качества поставляемого ресурса (температура воды в батареях) и порядок оплаты.

Если сломался общедомовый прибор учёта, то кто будет его ремонтировать?

- По правилам ситуация со счётчиком должна быть заранее прописана в договоре - это тоже так называемое существенное условие, без которого документ не может быть заключён.

От нашей новостройки на заключение договора с «Мос­водоканалом» подали заявки и ЖСК, и только что заработавшая управляющая компания. С кем же подпишут документ? В соседнем доме такая ситуация привела к тому, что людям выставили две платёжки!

- Бывает, что на управление домом претендуют несколько эксплуатирующих организаций и каждая обязывает жильцов оплачивать именно их квитанции. Новые правила пытаются защитить нас от произвола: если в ресурсоснабжающую организацию поступят две заявки от одного дома, то она должна выяснить: кому именно жильцы поручили исполнять свою волю - ЖСК или управляющей компании.

За соседа не в ответе

В новых правилах сказано, что поставщик ресурсов несёт ответственность за качество услуг. В чём эта ответственность выражается?

- При поставке услуги ненад­лежащего качества или не в полном объёме обязательно должен быть произведён перерасчёт платежей. Так было и раньше, но теперь это в строгом порядке прописывается в договоре между поставщиком ресурса и УК (ТСЖ, ЖСК). Что же касается ответственности, наказания рублём, то жильцы, если им не произвели перерасчёт, могут либо в индивидуальном порядке требовать компенсацию в суде, либо делегировать свои полномочия представителям.

Должен ли поставщик ресурсов предупреждать жителей и УК о задолженности, внезапном изменении цен на свои услуги или тарифов?

- Конечно, должен - и обязательно в письменном виде. Кому, как не поставщику ресурса, лучше знать, кто и сколько ему недоплатил и за какой период? Особенно если жильцы платят напрямую ресурсоснабжающей организации, минуя ТСЖ или ЖСК.

Какого размера должен быть общий долг, чтобы во всём доме отключили воду, свет или газ?

- По правилам ресурсоснабжающая организация может разорвать договор при наличии у многоквартирного дома задолженности за три месяца.

Но может ли поставщик, к примеру, электричества из-за одного неплательщика обесточить многоквартирный дом?

- Все жители дома никак не могут быть должниками, наверняка найдутся те, кто платит исправно и в срок! Новые правила запрещают лишать добросовест­ных плательщиков ресурса. А раз так, то дом целиком без света никто не оставит, а вот конкретного должника при наличии специального оборудования - легко!

Электричество - не колбаса

В нашей новостройке уже есть управляющая компания, но до сих пор не подключена вода. Указаны ли в новых правилах сроки по заключению договоров с поставщиками ресурсов?

- Да, а раньше их не было, и люди могли ждать месяцами! По новым правилам ваша УК должна направить в «Мосводоканал» заявку на поставку воды не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, то есть того самого, который вы и все остальные собственники заключили с управляющей компанией.

Мы можем выбрать для нашего дома любого поставщика электроэнергии?

- Конечно, любой поставщик ресурса может заключать договор с вашим многоквартирным домом. Главное, чтобы у него на это были права и лицензия, если она требуется. Ведь электричест­во не колбаса, которую можно за углом продавать. Чтобы подвести его к дому, нужны сети. И, кстати, в отличие от поставщиков воды и тепла электроэнергию в Москве могут поставлять несколько компаний.

Дом, в котором мы купили квартиру, никак не подключат к электросети. Говорят, что заявка на заключение договора о поставке отправлена, но на неё ещё «не отреагировали». Разве это законно?

- Нет. По новым правилам ресурсоснабжающая организация обязана заключить договор. Однако в некоторых случаях она способна отказать в предоставлении ресурса. Например, если у дома отсутствуют нужные коммуникации. Но если здание сдано в эксплуатацию, то поставщик не имеет права лишать вас электричества. В крайнем случае может уведомить об отсрочке в письменном виде в течение пяти дней. И тогда ваша УК, в свою очередь, решит этот вопрос в судебном порядке, принудительно заставив заключить договор. Кстати, до появления этих правил дому могли отказать или тянуть с решением.

В случае если договор с вашим домом уже заключили, то его действие начинается сразу после постановки последней подписи - и электричество должны подключить незамедлительно.

Смотрите также: