Такси в законе. «Бомбилы» легализуются и задерут цены?

   
   

Поймать такси на Садовой Самотечной 1, у здания, которое Госавтоинспекция Москвы делит со столичным Департаментом транспорта, теперь легко. Свободные такси отъезжают отсюда каждые несколько минут: в Департаменте транспорта, начиная с 15 июля, таксисты получают разрешения на извоз. К 1 сентября получить такой документ должен каждый московский таксист. С этого дня извоз без разрешительного документа становится нелегальным.

– Где тут лицензии выдают? Таксистам! – Немолодая женщина, с трудом припарковав видавший виды «Жигуль» у Театра кукол, растеряно озирается.

– Заходи под шлагбаум, бабуля, – приходит ей на помощь полицейский.

В приемной Департамента транспорта многолюдно. Таксисты и представители таксомоторных компаний толкутся в холле, пытаясь, буквально на ходу, разобраться с пачками документов, приготовленных для получения разрешения.

– Техпаспорт, паспорт, техосмотр, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, – в третий раз проверяет документы таксист-индивидуал Валерий Семенов. У его соседа пачка документов, которую он еле удерживает в руках. Он представляет таксомоторную компанию, в которой 30 такси.

Документы принимают 5 сотрудниц Департамента. Больших очередей нет. Бабуля из «Жигуля» уже сидит у стола, где можно сдать документы.

   
   

– Вам нужно свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя.

– Так я и есть индивидуальный предприниматель. Вера Алексеевна Мироновская. Пенсионер. 15 лет таксую.

– Я понимаю, что вы индивидуальный предприниматель. Но вы должны стать на учет в налоговой инспекции и получить свидетельство о регистрации вас, – объясняет терпеливая чиновница.

– Так я уже ходила в налоговую, – чуть не плачет Вера Алексеевна. – Мне там дали справку.

– А вам надо свидетельство, – не сдается регистраторша.

Расстроенная таксистка-пенсионерка уходит ни с чем. «Я уже второй раз приезжаю, – жалуется она корреспонденту. – Но должна до 1 сентября успеть получить разрешение. Другой работы у меня нет».

Новый «паспорт» для такси

Начальник управления таксомоторных перевозок Игорь Ездаков демонстрирует новый «паспорт» для такси. Чуть больше техпаспорта по размеру, заламинированный документ, где с одной стороны указаны все данные автомобиля и срок действия – 5 лет, а с другой – данные владельца (юридического лица или индивидуального предпринимателя).

– С 15 июля разрешения получили уже около 4000 машин, – рассказывает Ездаков. – Процедура простая. Список документов минимален. Очередей нет. Квот и ограничений на количество разрешений тоже пока нет. Возможно, они появятся впоследствии.

До 2013 года разрешения выдаются бесплатно и в кратчайшие сроки – от 1 до 3 дней.

По данным экспертов, в Москве 10000 легальных такси и около 40000 нелегальных. Часть нелегалов не захочет расстаться с бизнесом, и тоже придет за разрешениями. Это повлечет для них дополнительные непредвиденные расходы.

– Каждая машина должна быть оборудована таксометром, цветографической маркировкой в виде контрастных квадратов, опознавательным фонарем «Такси» оранжевого цвета на крыше. Владелец обязан проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля, проводить медицинский осмотр водителей и технический осмотр транспортного средства перед выходом на линию, а также проходить техосмотр ТС раз в 6 месяцев.

Штрафы и тарифы

Регистраторшам таксисты предъявляют только документы, но не сами машины. Представители Департамента, по словам Ездакова, не проверяют техническое состояние и оснащение машин.

– Это задача Госавтоинспекции, – поясняет он.

Заместитель начальника российской Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин, в свою очередь, отмечает, что с 1 января 2012 года вводится ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф с граждан – 2,5 тысячи рублей, с должностных лиц – 20 тысяч рублей, с юридических лиц – 500 тысяч рублей.

– При этом государственные регистрационные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется, – подчеркнул Кузин. – За управление таким транспортным средством водителю грозит штраф в 5 тысяч рублей.

Кроме того, заместитель начальника ГУОБДД МВД России отметил, что в компетенцию сотрудников Госавтоинспекции теперь войдет контроль за законностью установки опознавательных фонарей и наносимой цветографической схемы такси, а также получением разрешения на таксомоторные перевозки.

Страховщикам работы тоже прибавится. Страховые тарифы для такси отличаются от тарифов для частных автомобилей. Так что вышедшие из тени «бомбилы» вынуждены будут заключать новый договор страхования.

– Лицензирование операторов таксомоторных перевозок – важный шаг по созданию в нашей стране цивилизованного рынка услуг, повышению безопасности дорожного движения и выработке мер для защиты прав пассажиров, – уверен президент Российского союза автостраховщиков Павел Бунин. – Услугами такси сегодня пользуется самый широкий круг граждан, поэтому очень важно, чтобы в отрасли работали настоящие профессионалы, осознающие свою ответственность за жизнь и здоровье людей, стремящиеся соблюдать все требования безопасности.

Где взять «шашечки»

Больше всего вопросов при получении разрешения возникает, конечно, у таксистов-одиночек. В таксомоторной компании или парке проще организовать медосмотр для водителей или техосмотр и мелкий ремонт для машин.

– Я не понимаю, как я буду проходить медицинский осмотр – ежедневно, перед выходом на линию, – недоумевает только что получивший разрешение индивидуальный предприниматель Леонтий Хрипанцев. – Мне что, каждый день в поликлинику заезжать? Не наездишься.

– Будут проходить осмотр точно так же, как это организовано у юридических лиц. К нам приходят индивидуальные предприниматели, которые регистрируют по 7 машин. Значит, обеспечат и врача, – разъясняет Игорь Ездаков.

Регулярный медосмотр стоит, по оценкам экспертов, 100 рублей в день. Хрипанцеву и его коллегам придется пойти на такие дополнительные расходы.

Леонтий Хрипанцев обстоятельно готовится к легализации собственного бизнеса.

– А где купить таксометр? А сколько он стоит? – пытает он регистраторшу.

– Я не знаю. У нас нет такой информации. Посмотрите в Интернете, – ничем не может ему помочь девушка.

– А можно мне «шашечки» вырезать самому? У меня есть синяя милицейская лента.

– Закон регламентирует лишь то, что «шашечки» должны быть контрастного цвета, – отвечает регистраторша. – Наверное, можете. Только ровно.

Тем не менее, Хрипанцев считает, что лицензирование такси – правильный шаг, и готов нести связанные с этим расходы.

– У меня уже давно сложилось такое ощущение, что правительство Москвы должно было навести порядок в области такси. Что творилось раньше у вокзалов? У рынков? Настоящий беспредел.

Цивилизованное такси

Большинство таксистов, к сожалению, не разделяют мнения Хрипанцева. Представители профсоюза таксистов утверждают, что такие дополнительные расходы скажутся на стоимости перевозок, и приведут к увеличению тарифов на 25%.

– Профсоюзные деятели откровенно пользуются ситуацией, пытаясь воспрепятствовать действиям законодательной и исполнительной власти в области обеспечения прав пассажиров, – уверена президент общественной организации «Движение без опасности» Наталья Агре. – Расходы в основном разовые, не такие уж большие, и действительно необходимые. Мы должны прийти к цивилизованному рынку таксомоторных перевозок, и иного способа кроме лицензирования и четкого регламентирования этой деятельности нет. Ни в одной европейской стране мира нет таксистов-индивидуалов. Новые хорошие машины, раскрашенные в фирменные цвета, с фиксированными тарифами, с чистыми салонами, с детскими креслами. Лицензирование деятельности таксистов в Москве – это серьезный шаг в области защиты прав пассажиров.

Кроме предстоящих расходов вышедшие из тени московские таксисты получат и преференции: бесплатные стоянки у вокзалов и аэропортов, а также, в скором будущем – возможность ездить без пробок по выделенным полосам для общественного транспорта.

Разрешения выдают всего месяц, но в Москве уже появились фирмы-посредники, предлагающие содействие в оформлении разрешения на такси – 3000 рублей первая машина, по 2500 – за все последующие.

Смотрите также: