Квартплата по телефону. Только 5% россиян оплачивают счета, не выходя из дома

   
   

Неудобства, связанные с оплатой ЖКУ, телефонных и других счетов, обычно возникают из-за расположения банка, времени его работы, а также неизбежной необходимости стоять в очереди. Впрочем, повлиять на эти факторы не может ни клиент, ни банк; единственный выход — это выбрать альтернативный метод оплаты, например, через банкомат, терминал или Интернет. Очевидное преимущество в этом случае состоит в возможности самостоятельно выбрать момент внесения средств и тем самым существенно сэкономить время и нервы. Но несмотря на это, подавляющее большинство россиян продолжают платить «по старинке», то есть наличными через банк.

Такие данные показал опрос, проведённый Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Как выяснилось, 68% россиян предпочитают совершать всевозможное платежи в кассе банка, 35% — через терминал или банкомат, 33% — в отделениях «Почты России» и ещё 15% — в офисах операторов мобильной связи. При этом самые нетрудоёмкие способы оплаты счетов — позволяющие перечислять средства, в буквальном смысле не вставая с дивана, — пользуются наименьшей популярностью. Так, только 3% опрошенных совершают платежи с помощью банковской карты через Интернет, 2% россиян перечисляют деньги с мобильного телефона и по 1% пользуются для этого электронными деньгами или услугой «интернет-банк».

Причина такой нелюбви к новинкам дистанционных технологий заключается отнюдь не в малой осведомлённости или отсутствии доступа к средствам платежей. Если домашний компьютер с выходом в Интернет пока не является привычном атрибутом в каждом российском доме, то уж мобильный телефон — хотя бы один на семью — уже давно перестал быть предметом роскоши. Что касается степени информированности о дистанционных платежах, другой опрос НАФИ показал, что по крайней мере 81% россиян, когда-либо пользовавшихся Интернетом, знают о возможности осуществлять через Сеть всевозможные платежи.

А не пользуются ей потому, что наличным деньгам доверяют больше, чем электронным. 47% респондентов заявили, что им просто удобнее совершать наличные платежи; а 27% говорят, что не верят в безопасность виртуальных денег. Впрочем, если говорить только об активных пользователях сети Интернет, среди них доля приверженцев дистанционных способов оплаты намного выше, чем в среднем по России.

— Результаты нашего исследования демонстрируют, что Интернет-аудитория является активным пользователем новых способов оплаты. Россияне же, напротив, очень консервативны в своем выборе. Это можно связать с тем, что пользователи Интернет моложе и быстрее адаптируются к различным новшествам. Они более информированы о возможностях, которые есть в Сети, и, следовательно, более лояльны к ним, — поясняет тенденцию генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева.

Самым популярным способом оплаты через Интернет является оплата банковской картой. Им пользуются 49% активных юзеров, причём женщины немного чаще, чем представители сильного пола (52% против 48%). Переводы со счёта мобильного телефона осуществляют 30% владеющих Интернетом россиян; личный кабинет «интернет-банка» освоили и полюбили 23% «обитателей» всемирной Паутины.

   
   

А вот мобильным банкингом пользуется наименьшая доля просвещённых интернет-юзеров — всего лишь 9%. Причём, в среднем по России этот способ оплаты также является самым непопулярным: к нему прибегают менее чем 1% населения страны.

— Результаты данного опроса передают осторожное отношение наших сограждан к относительно новым способам оплаты, появившимся с развитием Интернета, — комментирует ситуацию генеральный директор компании Online Market Intelligence Александр Шашкин. — Полученные данные свидетельствуют о том, что бренд-менеджерам и маркетологам виртуальных систем оплат стоит объединить свои усилия по повышению доверия к новым финансовым инструментам.

Для справки

Сервис «мобильный банк» не стоит путать с обычным интернет-банком, доступным с мобильного телефона. Второй представляет из себя всё тот же личный кабинет и, соответственно, может быть использован с любого устройства, имеющего сетевой выход. Мобильный банк, как правило, требует установки особого приложения (программы) на ваш мобильный телефон и существует независимо от сервиса интернет-банка (подключается отдельно).

Кроме того, услуги мобильного банка могут тарифицироваться поштучно, то есть оплачиваться сверх установленной абонентской платы. В случае с интернет-банком цена сервиса, как правило, фиксированная, устанавливается на длительный срок (например, на год) и включает неограниченное количество любых операций.

Источник: журнал «Росбанк».

Смотрите также: