«Бензина в России почти не осталось». Кто спровоцировал топливный дефицит?

Сразу в нескольких регионах России автомобильное топливо резко стало дефицитным товаром. Первые сообщения о бензиновом кризисе поступили из Алтая: там начали закрываться автозаправки, которым было просто нечем торговать. Также тяжёлая ситуация складывается в Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине; по приблизительным оценкам, запасов топлива на местных АЗС хватит на срок от двух-трёх недель до нескольких дней. Прежде чем вмешаться в ситуацию, представители власти попытались найти виновных.

   
   

Сам дурак?

Экстренное совещание в связи с возможным «бензиновым кризисом» состоялось накануне по инициативе ФАС. Глава Антимонопольной службы Игорь Артемьев собрал представителей топливного рынка — в том числе владельцев региональных АЗС, — и они пожаловались чиновнику на дефицит бензина, о котором впервые заговорили ещё неделю назад. По словам участников совещания, им пришлось закрыть не одну заправку из-за отсутствия топлива, а топлива, в свою очередь, нет, потому что его не отгружают компании «Газпром» и «Роснефть». Драгоценный товар есть только «у своих».

— Многие АЗС, не входящие в «Газпромнефть-Алтай» и «Роснефть-Алтайнефтепродукт», прекратили продажу бензина за наличный расчет и отпускают его только по пластиковым картам, другие продают бензин по лимиту — не более 20 л в одни руки. Примерно такая же ситуация в крае с дизельным топливом, — сообщил РБК представитель Алтайского топливного союза.

Как ни странно, ФАС тут же усмотрела в этом признаки сговора.

— Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной, — цитирует Артемьева РИА «Новости».

Однако у нефтяников есть ответ на эти подозрения. Мол, антимонопольщики сами вынудили их сокращать отгрузки на внутренний рынок и максимально наращивать объёмы экспорта, когда строго ограничили рост розничных цен. В результате запрета на удорожание бензина продавать автомобильное топливо в России стало невыгодно. Вот нефтяники и гонят основную часть своего товара за рубеж.

— Сейчас им выгоднее направить ресурсы на экспорт, — подтвердил исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. Он также добавил, что сейчас в России уже почти не осталось топлива, и даже накопленные розничными продавцами запасы подходят к концу.

   
   

— При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива, — заявил президент РТС Евгений Аркуша.

Справедливость

Очень некстати в связи с дефицитом пришлись и плановые профилактические работы на четырёх нефтеперерабатывающих заводах в Центральном федеральном округе. В мае предстоит временная остановка на ремонт нескольких предприятий в Сибири.

Однако представители топливных союзов уверены, что простой заводов — ничто по сравнению с тем влиянием, которое оказывает на рынок бензина торговая политика нефтяных гигантов.

— Если крупные игроки снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит, — передаёт слова президента Алтайского топливного союза Юрия Матвейко NewsRu.com.

По итогам совещания в ФАС топливные союзы передали в Службу своеобразный «компромат» на нефтяные компании: согласно их материалам, последние якобы создают дефицит путём ограничения отпуска нефтепродуктов; а это как раз и есть картельный сговор, которым должно заниматься ведомство Артемьева. Впрочем, пока решено всего лишь отправить в адрес нефтяников предупреждения (о том, что ситуацию нужно стабилизировать), а также потребовать объяснений, почему автомобильное топливо вдруг попало в дефицит. В пресс-службе одной из компаний, например, это обстоятельство объяснили так: поставки сократили другие компании, «не мы», а мы отпускаем бензин на АЗС в соответствии со «справедливым распределением топлива среди населения».

Комментарии экспертов

Может ли государство вмешаться в ситуацию и чьи интересы при этом пострадают? Мнения и прогнозы экспертов читайте здесь >>>