Об этом читателям «АиФ» рассказал Михаил Аншаков, глава общества защиты прав потребителей «Общественный контроль».
Мобильное рабство
А. Рыжакова, Тюмень: — Сотовые компании под давлением ФАС снизили цены на роуминг. Но тут же придумали, как возместить потери, — навязывают платные услуги. Мне, например, включили в договор услугу «мелодия» вместо вызова. Юристы говорят: внимательно читайте договор. Но реально ли его оспорить до подписания?
М.А.: — Закон прямо запрещает навязанные услуги. Но доказать, что та, о которой вы говорите, таковой является, вы сможете только в том случае, если она входит во все тарифы компании и без неё услуги связи вам оказывать отказываются. Если это часть лишь одного тарифа, договор по вашему желанию действительно не поменяют. К сожалению, у нас законодательство в области связи написано под диктовку самих сотовых компаний, и оно говорит, что оператор почти всегда прав. Он может в одностороннем порядке менять тарифы, уведомив потребителя лишь на своём сайте. Причём на любой странице, так что вы этого уведомления никогда не увидите. И происходит следующее: в магазине или салоне связи вас подключают к дешёвому тарифу, а потом меняют его на дорогой с различными платными услугами. Людей таким способом вгоняют в долги. А уйти от оператора сложно: поменяете компанию — изменится номер, хотя сохранить его технически возможно, в Европе, например, так и происходит. А у нас прямо кабала какая-то!
Цена авианаглости
Д. Яснева, Белгород: — Каждый раз, когда в аэропортах случается очередной коллапс, СМИ напоминают пассажирам: мол, требуйте напитки, питание, гостиницу. А у кого, если представитель авиакомпании не выходит к народу?
М.А.: — Действительно, через два часа после задержки рейса вы имеете право получить прохладительные напитки, через 4 часа — горячее питание, через 8 часов — гостиницу и т. д. Но, как и в случае с законом «О связи», Воздушный кодекс пролоббирован перевозчиками, и никакой ответственности за непредоставление этого сервиса при задержке рейса они не несут. Поэтому запросто могут не выходить к пассажирам. Единственный выход — по возможности (потому что в аэропортах, особенно столичных, всё очень дорого) покупать необходимое за свои деньги, но обязательно сохранять чеки. Затем их с письменной претензией нужно предъявить авиакомпании. Если она откажется возмещать стоимость, компенсацию придётся получать через суд. Кстати, скоро за задержки рейсов авиакомпаниям, возможно, придётся платить больше. До чиновников (а многие из них сами пострадали в предновогоднем коллапсе) наконец-то дошло, что при нынешней стоимости авиабилетов компенсировать пассажирам 25 руб. за час просрочки — издевательство. Мы предложили платить за час задержки 3% от стоимости билета (если он стоит 10 тыс. руб., час задержки — 300 руб.). Минтранс нас поддержал. Министерство должно разработать поправки и внести их в Госдуму.
Почём моральный ущерб?
Р. Виланенко, Вел. Новгород: — Живу на
М.А.: — На устные жалобы действительно часто не обращают внимания. Нужно зафиксировать тот факт, что у вас перебои с водой. Для составления акта вызовите представителя своей управляющей компании. После этого, написав претензию и приложив к ней этот акт, вы сможете потребовать перерасчёта за воду, поскольку услуга оказывается ненадлежащего качества. Если управляющая компания игнорирует ваше обращение и фиксировать факт отсутствия воды не хочет, обращайтесь в местную жилинспекцию. Они оказывают эту услугу бесплатно. Если дело дойдёт до суда, кроме вышеперечисленного вы можете претендовать на компенсацию морального вреда. Правда, в наших судах они чисто символические — от 500 руб. до нескольких тысяч, что в десятки, а то и в сотни раз ниже, чем в Европе и США.
Смотрите также:
- Глава «Аэрофлота»: «Мы хотим извиниться и показать, что мы исправились» →
- Вас обманули? Идите в суд! Как выжить в обществе потребления →
- Крутое пике. Что случилось с «Трансаэро»? →