За прошедший год природные катаклизмы не раз вмешивались в ценообразование во всём мире и в России в частности. Взять хотя бы аномальную жару и засуху, из-за которых урожаи зерновых и многих плодовоовощных культур сократились на
Следом за жарой Россию накрыли обширные пожары. В масштабах всей страны они пока не отразились на товарных рынках, зато в Москве — которая в течение почти месяца задыхалась от едкого смога и в то же время изнывала от
И наконец, сильные морозы, ударившие вслед за жарой и по России, и по Европе, заставили энергетиков существенно увеличить свои поставки, для чего закупать больше нефти, а это, в свою очередь, постепенно ведёт её удорожанию. Тем временем рост цен на «чёрное золото», как известно, тянет за собой повышение тарифов ЖКХ, удорожание бензина и транспортных перевозок и таким образом отражается на стоимости практически всех товаров и услуг.
Землетрясение в Японии тоже уже внесло свою лепту в мировые цены на нефть, на этот раз в сторону удешевления. Многие предприятия страны серьёзно пострадали от катаклизма и перестали функционировать, поэтому потребление топлива неминуемо снизится — в преддверии значительного падения спроса стоимость барреля начала падать.
С другой стороны, остановка японских заводов может грозить дефицитом определённых товаров на мировых рынках. В частности, вчера о закрытии почти всех своих предприятий в Японии заявили такие автогиганты, как «Toyota», «Nissan», «Honda» и «Subaru». Простаивать производство будет как минимум до пятницы, и за это время объём выпуска японских авто, естественно, заметно сократится. То же касается производителей техники и электроники — это основные японские товары, идущию на экспорт для розничных продаж.
Что же будет с ценами на пока ещё недорогие автомобили, телевизоры и холодильники, приезжающие к нам из Страны восходящего солнца? Станут ли они дефицитным — а значит, дорогим — товаром и как на это отреагируют их конкуренты? Рассказывает эксперт независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Анна Бодрова:
— Землетрясение в Японии, произошедшее в минувшую пятницу, и последовавшее за ним цунами, заставили мир по-новому посмотреть, что будет, когда Япония подсчитает размеры ущерба от разгула стихии — начало конца экономики Страны восходящего солнца или резкий рост, как в послевоенный период.
Тот факт, что в Японии серьезно пострадали автоконцерны, очевиден: одна только корпорация «Toyota Motor» приостановила функционирование всех своих 12 заводов на территории страны (38% автомобилей производятся внутри Японии), не работают производства «Nissan Motor» и «Honda Motor», остановлены мощности «Mitsubishi Motors», «Suzuki Motors». Для японской экономики остановка только предприятий сектора автопрома — ощутимый удар в спину, однако для мировой автомобильной промышленности простой японских заводов не будет столь ощутимым. Во многом за счет того, что заводы автокомпаний есть в ряде других стран, не тронутых стихией.
Простой японских заводов может затянуться: для сборки машин нужны комплектующие, а заводы по их изготовлению также остановлены, транспортное сообщение нарушено. Та же ситуация сложилась, к примеру, и в секторе электроники.
Однако в России вряд ли изменятся цены на японские автомобили или телевизоры: рынок сейчас насыщен конкурентами, и товар по завышенной цене не будет пользоваться спросом на фоне более дешевых аналогов, не уступающих качеством.
Другое дело, насколько экономика Японии способна к быстрой регенерации при столь масштабных разрушениях и таких ограниченных возможностях — в первую очередь, финансовых. С одной стороны, японская экономика может пойти по уже известному ей сценарию — послевоенному, когда регенерация экономической системы шла активными темпами и привела к хорошим показателям. Это позитивный сценарий. Вторая сторона медали в том, что экономика Страны восходящего солнца до землетрясения находилась в довольно слабом состоянии, с большим внешним долгом, витками дефляции и слабым ВВП. Сейчас будет важно, насколько быстро власти профинансируют восстановление и насколько быстро восстановленные мощности начнут свою работу — возможно, многим японским компаниям придется заново завоевывать свое место на международном рынке.
Смотрите также:
- Сезон и рубль поддержат цены. Какие продукты подешевеют этим летом? →
- И рыба, и мясо. Какие продукты сильнее всего подорожают в 2017 году →
- Цены в августе: рубль подешевеет, мясо и молоко — наоборот →