Влететь в копеечку. Безопасность аэропортов оплатят пассажиры

Министр транспорта Игорь Левитин подписал распоряжение «О мерах по обеспечению безопасности и регулярности воздушных перевозок, качества обслуживания пассажиров в сезон расписания „Лето-2011“». Как несложно догадаться, документ был принят в разработку сразу после теракта в «Домодедово» и должен наладить обстановку в московских аэропортах. Как поясняют в министерстве, из-за усиленных мер безопасности работа воздушных терминалов заметно замедлилась; в результате пассажиропоток из столицы упал, а билеты могут подорожать, добавляют эксперты.

   
   

Уменьшение пропускной способности аэропортов обусловлено, прежде всего, тем, что на входах появились рамки с металлодетекторами. Чтобы избежать у рамок толкучки, авиаперевозчиков заставят регулировать количество пассажиров в зависимости от загруженности аэропорта — то есть, конечно, не отменять регулярные рейсы, но, видимо, сократить количество чартеров. Как сказано в распоряжении, «авиакомпании для согласования летных планов в новом летнем расписании обязаны предоставить, вместе с заявкой на рейсы, данные аэропорта о его пропускной способности на период выполнения чартерной программы».

В Минтрансе полагают, что в связи с этим аэропортам придётся «несколько сократить свои аппетиты по обслуживанию чартерных рейсов в сравнении с прошлым годом». И прежде всего, это касается Домодедово, так как из всех московских аэропортов только там поток пассажиров не разделён на вылета и прилёт.

— Мы действительно можем столкнуться с серьезными сложностями и искусственно сократить пассажиропоток,— подтвердил источник в газеты «Коммерсант» в Домодедово.

В аэропорте, через который ежедневно проходят до 65 000 человек, всего 5 входов, то есть пространство для размещения рамок строго ограничено. Тем временем, чтобы без задержек обслужить такое количество пассажиров, в «Домодедово» придётся установить около 100 рамок и дополнительно привлечь более 200 сотрудников линейного отдела внутренних дел (ЛОВД).

Чуть проще дела обстоят во «Внуково» и «Шереметьево»: пассажирский трафик там гораздо меньше, а входов 15 и 20 соответственно. Однако, при любом количестве пропускных пунктов, понятно, что проход и досмотр каждого пассажира будет отнимать немало времени. Таким образом, очередей всё равно не избежать, и аэропортам хочешь — не хочешь придётся принудительно снижать трафик.

Для пассажиров же повышение безопасности аукнется потерей не только времени, но и денег. Во-первых, перевозчики, которые расстанутся с чартерами, скорее всего, захотят возместить потери, заложив их в стоимость билетов на «регуляры». А во-вторых, новое законодательство может привести к монополизации рынка, а там где монополия — там и дорожает.

   
   

— Сокращение чартерных программ в московском регионе за счет повышения мер безопасности и уменьшения количества авиакомпаний приведет к монополизации рынка и росту стоимости авиабилетов,— подтвердил руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. По словам Горина, если раньше оператор мог сам выбирать компанию для предоставления чартера и, то теперь ему придётся заказывать рейс лишь у «назначенных перевозчиков», а это пять крупнейших компаний в России. В результате «большая пятёрка» сможет манипулировать ценами, особенно летом, когда поток пассажиров увеличивается в разы.

В общем, авиабилеты подорожают, причём к росту цен на безопасность прибавится ещё и увеличение топливных сборов. Сейчас нефть стремительно дорожает; недавно стоимость барреля превысила психологически важную отметку в 100 долларов, и авиационный керосин, соответственно, дорожает так же. В связи с этим многие западные авиакомпании уже повысили цену билетов, другие же только собираются это сделать, дожидаясь более серьёзного скачка цен. В целом, перелёты могут подорожать на 20-30%.

Кстати

Вместе с авиабилетами подорожают и туристические путёвки, прогнозируют эксперты. Из-за ситуации в Египте Ростуризм временно запретил отправлять туда российских отдыхающих, поэтому отпускникам придётся ехать в так называемые альтернативные страны — Болгарию, Тунис, Турцию. Они и подорожают прежде всего. Другие пляжные направления, более дорогие и менее популярные, так же начнут пользоваться бОльшим спросом, соответственно, отели и агентства воспользуются ситуацией. Кроме того, туроператоры, возможно, захотят отыграться за финансовые потери этой зимы (опять же связанные с форсмажором в Египте) и заложат издержки в стоимость ещё не проданных турпакетов. (Подробнее о прогнозах экспертов авиарынка на текущий год читайте здесь >>>)