Ставка транспортного налога давно стала своеобразным «яблоком раздора» для наших законотворцев. Ещё не остыла в народной памяти история, когда налог хотели повысить в несколько раз, как появилась новая идея — снизить его аж на 50%. Причём идея уже обрела почти что реальные очертания, после того как соответствующий законопроект прошёл три чтения в Госдуме и был одобрен Советом Федерации. Теперь документу предстоит подписание Президентом и опубликование — и в течение 14 дней он может вступить в законную силу.
Казалось бы, власти наконец-то подарили российским автомобилистам повод для радости. Но подвох в том, что такой «подарок» обойдётся государственному бюджету слишком дорого, а он и без того испытывает полуторатриллионный дефицит. Чтобы не открывать в казне новые дыры, правительство решило компенсировать недостачу с транспортного налога — увеличением акцизов на бензин. По задумке законотворцев, они будут дорожать на 1 руб. в год в период с 2011 по
В общем, в теории, с простых автолюбителей налогов будут собирать меньше, а с нефтяников и продавцов топлива — больше; но на практике любое удорожание производства для бизнеса неизбежно выливается в рост розничных цен.
— За счет ввода акциза к цене на бензин будет прибавляться по рублю в год в течение трех лет. Таким образом, бензин при сохранении стабильности на рынке за счет роста акциза будет дорожать в среднем на 4,2% за год, — подтвердил эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Петр Клюев.
Вырученные с акцизов деньги правительство планирует направлять в Федеральный дорожный фонд, а оттуда они пойдут на строительство и ремонт дорог, модернизацию самых загруженных трасс и так далее. Но опять же, это хорошо только в теории — поскольку обновление транспортной сети страны будет проходить фактически за счёт автомобилистов.
Впрочем, как считает Клюев, такая ситуация выглядит вполне справедливой, потому что «больше будут платить те, кто больше ездит и, соответственно, больше пользуется дорожной инфраструктурой».
— Для тех россиян, кто активно использует автомобиль, в результате замены транспортного налога акцизом стоимость содержания автотранспорта может увеличиться. А вот менее активным автолюбителям реформа, напротив, позволит сэкономить, — говорит эксперт.
Однако другие аналитики полагают, что, чтобы экономия действительно была ощутимой, пользоваться автомобилем владелец должен раз-два в неделю — не чаще.
Кроме того, цены на бензин в России и без увеличения акцизов растут завидными темпами. За январь — октябрь этого года они, по данным Росстата, увеличились на те же 4,2%, а за прошедшую неделю выросли ещё на 0,3%.
Причём, что интересно, в отдельных регионах стоимость литра топлива, наоборот, понизилась. Удача «настигла» жителей 10 субъектов федерации, и больше всего — в Ингушетии, где за октябрь бензин подешевел на 4,3% в среднем. В 23 субъектах цена бензина осталась неизменной, ну а на большей части территории страны — в 50 регионах — выросла примерно на 0,4%.
Смотрите также:
- Дорожный фонд всё-таки ударит по карману автолюбителей →
- Почему дорожает бензин? (31.10.2007) →
- Цены в отпуске. До весны →