Как сэкономить на роуминге, или Почему ваш оператор может вас разорить

   
   

Собираясь в отпуск, все мы стараемся тщательно рассчитать свой «выездной бюджет». Но после всех денежных трат на путевки, страховки, экскурсии и новые шлепанцы обычно расслабляемся — мол все расходы за границей — это даже на «себя любимого», так что в расчет они не берутся. Поэтому мы без всякой задней мысли берём с собой сотовые телефоны с подключённым роумингом и... беззаботно «пробалтываем» сотни, а то и тысячи рублей.

Наговорили и накачали

Даже самые прекрасные впечатления от отпуска чуть позже могут омрачить огромные счета за международные переговоры. Казалось бы, сказали совсем немного, а в телефонную трубку утекли невероятные суммы.

Почему? Потому что в любой поездке звонки тарифицируются по роуминговым расценкам. Уезжая из «домашней» сети в любое место планеты, абонент «прикрепляется» к «гостевой» сети той географической зоны, в которой он находится, и определенным образом регистрируется. Теперь его входящие звонки перенаправляются из «домашней» в «гостевую» сеть, и в ней же совершаются звонки исходящие. В итоге за каждый звонок отвечают два разных оператора сотовой связи. Для осуществления звонков они заключают роуминговое соглашение, которое определяет тарифы на услуги и регламент взаимных расчетов.

Тарификация в роуминге осуществляется поминутно, с округлением до целых минут в БОЛЬШУЮ сторону, начиная с первой секунды. Например, если ваш звонок продлился 1 мин 10 сек, то он автоматически будет округлен до 2 мин.

Еще один верный способ уйти в минус за границей — воспользоваться Интернетом с мобильного. Посидеть в соцсети, пообщаться по ICQ. Трафик, как и звонки или sms, стоит непомерно дорого, зато (!) деньги со счета уходят с некоторой задержкой. Поэтому выйти из Сети вовремя и отделаться лишь небольшим платежом удается далеко не каждому. На это и рассчитывают операторы, всеми средствами пытающиеся заработать. Ведь плата за установление соединений не начисляется — деньги «капают» только за килобайты.

Помоги себе сам

Как не попасться на эти уловки (хоть и вполне законные) и уберечь себя от излишних трат? Вот несколько простых советов.

   
   

1. Перед отъездом убедитесь, что в стране, которую вы собираетесь посетить, есть роуминг, а город, в который вы едете, входит в зону обслуживания местной сотовой сети.

2. Если вы сначала платите, а говорите потом, то при выезде за рубеж необходимо, чтобы ваш баланс был положительным. Тогда роуминг будет доступен автоматически. При достижении нижнего предела положительного баланса (о нём можно узнать у вашего оператора) услуга международного роуминга автоматически отключится.

3. Если же вы сначала говорите, а платите потом, необходимо подключить услуги международной связи и роуминга на выгодных для вас условиях.

4. Попробуйте воспользоваться туристическими телефонными картами. Купить их можно в салонах связи. Многие туристические операторы предлагают их сейчас в комплекте с путевками.

5. Купите местную сим-карту той страны, в которой запланирован отдых. Места их продаж разнообразны — от стойки ресепшн в отеле до продуктового магазина за углом.

6. Для владельцев iPhone и BlackBerry: обратите внимание, что при включенной функции «Службы данных» (для BlackBerry) или «Роуминг данных» (для iPhone) ваш телефон может постоянно поддерживать GPRS-трафик, то есть регулярно «самостоятельно» выходить в Интернет. Чтобы избежать дополнительных расходов на связь в международном роуминге, отключите в телефоне данную функцию сразу после окончания интернет-сессии.

7. Стандартная услуга «Переадресация» может в роуминге повлечь за собой незапланированные затраты. Речь идет о переводе звонка на другой номер, голосовую почту и т.п., если ваш телефон занят, не отвечает или находится вне зоны действия сети (условная переадресация). А также о переводе любых звонков (безусловная переадресация).

Почему? Представьте, что вы положили телефон в сейф, либо ваш телефон отключился аварийно, и все это происходит в «гостевой» сети. Для «домашней» сети ваш телефон все равно остается зарегистрированным «в гостях», и, когда он не ответит на звонок, переадресация будет произведена по роуминговому тарифу. То есть вы заплатите дважды: за неуслышанный входящий звонок и за переадресованный исходящий. Так что в поездке, особенно зарубежной, лучше от переадресации отказаться вообще.

А я платить не буду!

Если же по возвращении домой вас всё-таки обескуражили многорублевые счета, причём вам не понятно, из чего образовалась такая сумма и почему ее списали спустя несколько месяцев, разбираться с такой ситуацией надо поэтапно.

1. По возвращении на родину закажите у своего оператора сотовой вязи детализацию счета за последний месяц. Как правило, эту несложную операцию можно проделать на Интернет-странице сотового оператора в личном кабинете или набрав на своем телефоне номер службы поддержки. В детализации счета указан номер телефона (входящий или исходящий звонок или sms). Количество минут (для sms — их количество), тариф и итоговая сумма, как правило, с учетом НДС.

2. В случае если вы обнаружили номера телефонов, по которым вы звонков не производили, выделите такие номера и свяжитесь с оператором, чтобы выяснить причину списания. Также это касается случаев, когда вы телефоном пользоваться не могли — например, он был выключен, — а плата взималась, скажем, за интернет-трафик.

3. Бороться со списаниями вы не сможете. Однако, уезжая в роуминг, можно точно выяснить стоимость звонков и sms из другой страны и отслеживать, сколько вы звонили и куда. Если сумма списаний получилась больше, чем нужно — смело обращайтесь в абонентскую службу оператора и выясняйте причины. Именно списания за роуминг «глючат» чаще всего, так что вполне возможно, что после вашего обращения и жалобы вам вернут средства.

Но не забывайте: в роуминге, как правило, платные и исходящие звонки, и входящие, тарификация поминутная, а бесплатных порогов не существует. Для большинства абонентов голосовые услуги тарифицируются в режиме онлайн.

В некоторых странах, в том числе и в России, к сожалению, списание средств со счета абонента может происходить с опозданием, так как информация от зарубежных операторов о совершенных абонентом МТС звонках, GPRS-/EDGE-/3G-сессиях или отправленных sms может приходить с задержкой.

4. Претензии необходимо направлять в офис оператору в письменной форме с указанием обратного адреса для направления ответа, желательно заказным письмом с уведомлением. Также можно вручать претензию непосредственно в офисе оператора, оставляя у себя на руках копию с отметкой сотрудника, получившего эту претензию.

И напоследок. Что делать, если...

► Вы отправили одно sms, а списалось за два или три. Такое бывает: стоимость sms высчитывается по количеству отправленных знаков. Большинство моделей телефонов при написании sms указывают, на какое количество сообщений разбивается одна записка. Не забывайте — стоит ошибиться на один знак, как платить придется в два раза больше!

Просто без объяснений с баланса исчезла значительная сумма. Безусловно, в этом случае стоит позвонить в абонентскую службу, но сначала вспомните: не было ли случая, когда такая же сумма внезапно появилась на балансе? Дело в том, что довольно часто люди, которые оплачивают мобильные телефоны через автоматически системы, путают номера — и сумма «уходит» другому абоненту. Вернуть деньги себе в этом случае непросто, но возможно: если ошибившийся напишет оператору письменное заявление и приложит чек — сумма ему будет возвращена. Если на балансе внезапно появилась какая-то сумма — не поленитесь, уточните у оператора, не случился ли такой «ошибочный платеж» на ваш номер.

* Анна Николаева — юрист, специалист в области гражданского права.

Смотрите также: