Стоимость моторного топлива - один из «больных» вопросов для многих россиян. Тем более что за последнее время власти, кажется, предприняли немало шагов, чтобы сделать бензин ещё дороже. Так, с 1 января 2011 года резко вырастут акцизы на все ходовые нефтепродукты. Для бензина третьего класса рост составит около 1300 рублей за тонну. Министерство транспорта утверждает: в результате такой политики конечная цена на горючее повысится на 0,4-0,6%. Независимые эксперты прогнозируют ещё большее удорожание - от 7 до 17% в зависимости от вида топлива.
Минфин оправдывается тем, что акцизы являются эффективным инструментом для привнесения дополнительных доходов в бюджет и особенно во вновь создаваемый Федеральный дорожный фонд, средства из которого будут направляться на приведение в порядок старых дорог и строительство новых. Как заявил две недели назад глава финансового ведомства Алексей Кудрин, в следующем году за счёт акцизов предполагается получить почти 83 млрд. рублей допдохода, из них 34 млрд будет направлено на дорожные нужды регионов. Но готовы ли автомобилисты сейчас переплачивать за пока ещё призрачные результаты?
Рост акцизов объясняется не только финансовой необходимостью, но и экологической. С 2011 года Россия переходит на стандарты топлива «Евро-3», которым соответствуют бензины с октановым числом не ниже 95. В прогнозе, предоставленном АиФ аналитиком независимого агентства «Инвесткафе» Анастасией Сосновой, указывается, что рынок ГСМ в нашей стране в соответствии с этим решением будет регулироваться не прямыми запретами на производство тех или иных видов горючего, а именно налоговыми инструментами: чем ниже класс, тем выше акциз. Казалось бы, всего-то и последствий, что 80-й бензин окажется не слишком дешёвым по сравнению с 92-м. Однако продавцы, скорее всего, не станут отказываться от сложившейся «иерархии» - то есть излишек цены бензина низкого класса будет «раскидан» по более высоким, и стоимость всех видов топлива вырастет пропорционально.
Однако не все прогнозы столь пессимистичны. Эксперты другого аналитического центра - «Кортес» - утверждают, что в краткосрочном периоде рост цен на нефтепродукты в России можно считать завершённым. В минувшую неделю многие типы горючего демонстрировали снижение. Так, бензин «Премиум-95» подешевел в среднем по стране на 8 рублей за тонну, летнее дизельное топливо - на 42 рубля, а самый ходовой автомобильный бензин «Регуляр-92» - на 74 рубля. Если говорить о мелкооптовых ценах на все эти продукты, то они снизились в среднем на 30-80 рублей за тонну. А самое худшее, что ощутили автовладельцы непосредственно на АЗС - это подорожание в пределах от одной до семи копеек за литр.
«Таким образом, недавний рост цен на бензины на АЗС, произошедший за счет удорожания июльских ресурсов, можно считать завершившимся. Исходя из текущей конъюнктуры мирового и российского рынков, в настоящее время нет никаких веских поводов для повышения цен на моторное топливо как в оптовом сегменте, так и в рознице», - говорится в материалах компании.
А вот авиапассажиров изыскания «Кортеса», пожалуй, огорчат: подорожание керосина составило около 33 рублей за тонну, что может вылиться в дополнительные накрутки стоимости билетов.
Смотрите также:
- Бензин ждёт конца выборов? России грозят дефицит и подорожание топлива →
- На Сахалине снова повысились цены на топливо →
- Цена бензина на Камчатке достигла 38 рублей →