Продавцам запретили резко повышать цены на говядину, молоко и капусту

   
   

В этот перечень социально значимых вошли 24 продукта: говядина, свинина, баранина, куры, мороженая рыба, сливочное и подсолнечное масло, молоко (2,5-3,2% жирности), яйца, сахар, соль, чай (черный байховый), мука (пшеничная), хлеб (ржаной, пшеничный), булочные изделия (из пшеничной муки 1 и 2 сортов), рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, свежая капуста, репчатый лук, морковь, яблоки. Кроме этого, утвердили список «жизненно важных» товаров — куры, хлеб ржаной и пшеничный и молоко; за их продажи магазины не имеют права взимать «бонусы» от поставщиков.

Вступивший в силу в феврале этого года закон «О торговле» даёт государству право «заморозить» цены на социально значимые продукты, если за месяц они подорожают на 30%, и удерживать их на этом уровне до 90 дней.

— Мера правильная, — считает Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. — Это самые востребованные у населения товары, и то, что в форс-мажорной ситуации государство сможет контролировать их стоимость, может позволить избежать социальных волнений. На самом деле такие резкие повышения случаются довольно редко, поэтому, я думаю, государство не часто будет задействовать этот инструмент регулирования. Но, тем не менее, хорошо, что это предусмотрено теперь законодательно. Хотя некоторые руководители торговых сетей сомневаются в эффективности такого списка. Они говорят, что без детализации он не будет иметь смысла, ведь на полках магазинов сейчас десятки видов этих товаров, и цены на них колеблются по-разному. Не понятно, за каким именно из этих продуктов будет «надзирать» государство...

Однако в принципе, такая мера действительно может в нужный момент поумерить разыгравшийся аппетит некоторых продавцов. Правда, несколько смущает «критическая» планка — 30% за месяц. Ведь, если вспомнить дела не так давно минувших лет — 2007-2008 гг., — то тогда государству пришлось вмешаться в ценовую скачку, хотя повышение ещё не достигло этого уровня.

Так, резкий скачок произошёл в сентябре 2007 г. Тогда по данным Росстата, за месяц наиболее существенно подорожали подсолнечное масло (на 13,5%), пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог (7,5%). В то время во многих городах прошли акции протеста, к примеру, в Санкт-Петербурге провели митинг «пустых кастрюль». И чиновники договорились с производителями, поставщиками и продавцами — и розничные цены на некоторые продукты почти не росли около 6 месяцев. Новсё-таки, учитывая этот опыт, 30% — это многовато, а 90 дней (3 месяца) — маловато...

Остаётся только надеяться, что цены не будет лихорадить и государству не придётся пользоваться этими законодательными актами.

   
   

Смотрите также: