Затоварки нет. Снизятся ли цены на бытовую технику?

Мобильный репортер / АГН Москва

О переизбытке бытовой техники на складах производителей и поставщиков сообщили некоторые российские СМИ. К затоварке, по их мнению, привели массированные закупки ритейлеров, опасающихся ограничения ввоза продукции из-за санкций, а также нарушенная и неритмичная логистика. Aif.ru разобрался в ситуации.

   
   

Существует ли излишек?

Емкость рынка бытовой техники в России в прошедшем году составила 450 млрд руб., в 2023-м этот показатель, по оценке участников рынка, сократится на 10-15%. Прогнозы уже подтверждаются — за январь-февраль текущего года спад продаж составил 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обладая такой аналитикой, ритейлеры вряд ли станут наращивать закупки. 

«В целом на рынке профицита бытовой техники нет, — подтверждает директор по связям с общественностью ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов. — Возможно, у какого-то отдельного игрока образовалась временная затоварка, но в масштабах всего рынка переизбытка нет. По итогам прошлого года мы отмечали падение объемов продаж, и сейчас никто закупать больше, чем может продать, не станет. Кроме того, изменилась модель работы. Раньше компании использовали товарные кредиты, то есть ритейлеры сначала получали технику, и только после ее продажи происходил расчет с производителями. Сейчас наоборот — все вынуждены работать по предоплате, и, разумеется, подход к объемам закупок стал еще ответственнее и жестче. Поэтому никакого затоваривания рынка бытовой техники в России нет».

Такой же позиции придерживаются одной из крупных сетей по продаже бытовой техники и электроники, куда aif.ru обратился под видом покупателя. Здесь сообщили, что у группы «наработаны эффективные алгоритмы, позволяющие формировать оптимальные складские запасы. В настоящий момент ни существенного профицита, ни дефицита бытовой техники нет». 

Чего ждать от цен?

Неустойчивый параллельный импорт, курсовые риски и запутанная логистика не позволят ритейлерам стимулировать спрос путем снижения цен. В лучшем случае возможны разовые акции локальных игроков, у которых образовался временный переизбыток складских запасов. С другой стороны, слабый потребительский рынок не позволит увеличивать стоимость холодильников, телевизоров и стиральных машин. Если потрясений не будет — например, взрывного роста инфляции — то цены в наступившем году сохранятся на текущем уровне.

«Снижения цен ждать не стоит, — поясняет Антон Гуськов. — Тем более что на ценообразование влияет много факторов. Например, у нас плохо обстоят дела с производством комплектующих, их приходится ввозить, а значит, нести дополнительные логистические расходы. Кроме того, на стоимость техники и комплектующих влияет курс рубля, который в последнее время существенно ослаб. Поэтому предпосылок к снижению цен на бытовую технику сейчас не видно, массовых распродаж не будет».