Заправки догонят биржу. Эксперты рассказали, когда подешевеет бензин

Топливо дешевеет, но цены на заправках снижаются не так быстро, как биржевые котировки. Эксперты объяснили aif.ru, почему так происходит, и рассказали, когда ждать низких цен на заправках.

   
   

В России стремительно дешевеет топливо. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, 31 октября цена Аи-95 упала на 3,15% — до 51 913 руб. за тонну. Аи-92 держит позиции крепче — он стоит 48 497 руб. за тонну, потеряв 1,91%.

Зимний дизель стал дешевле на 1,36%, за его тонну нужно заплатить 70 932 руб. Межсезонный, самый популярный осенью дизель, упал на 1,84%, он стоит 57 232 руб. за тонну топлива. Меньше всего потерял летний бензин — всего 0,68%, его цена — 55 301 руб. за тонну.

Активнее теряют в цене «промышленные» виды топлива. Так, топочный мазут стал дешевле на 10,89%, он торгуется на уровне 20 742 руб. за тонну. Сжиженные углеводородные газы упали на 4,02%, их продают по 35 080 руб. за тонну.

Изменение цен на бензин на бирже пока слабо повлияло на стоимость на автозаправках. Если Аи-95 23 октября стоил 56,34 руб. за литр, то сегодня его можно купить за 55,5 руб. за литр, на 1,49% дешевле. Аи-92 с 50,48 руб. упал до 50,4 руб., на 0,15%, а дизель потерял 17 копеек — был 61,85 руб., стал 61,68 руб., цена снизилась на 0,27%.

На самом деле, изменения цен на бензин — это не их снижение, а нормализация, считает заместитель генерального директора института национальной энергетики Александр Фролов. «Сейчас наблюдаемые в рознице цены просто адекватны тем котировкам, которые установились за последние 1,5-2 недели. При том не во всех сегментах: например, зимнее дизельное топливо демонстрирует довольно высокие показатели, — объясняет эксперт. — Эти показатели являются крайне негативным сигналом для внутреннего рынка. Либо стоит ожидать повышения цен на отдельных заправочных сетях, либо зимний дизель при текущих ценах придется продавать в минус».

К тому же к биржевым ценам прибавляются другие расходы, которые отражаются на стоимости топлива на заправке: это его доставка, налоги, необходимость дополнительных платежей, отмечает эксперт.

   
   

Сами котировки, по словам Александра Фролова, снизились на фоне падения спроса. Осенью и зимой люди реже ездят на машинах и в отпуска, поэтому потребляют меньше бензина. При этом запрет на экспорт оказал небольшое влияние — он сыграл стабилизирующую роль и ускорил этот процесс в розничном сегменте. 

Доктор экономических наук, директор института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец отметил, что цены на заправках снижаются медленнее, чем на бирже, из-за убытков, которые заправщики понесли, когда биржевые цены были высокими. «В течение долгого времени заправки торговали себе в убыток: цены были высокие, а доходность в продаже бензина за ними не успевала. Сегодня заправки ориентируются на свою прибыльность и готовность людей платить на бензин, — объясняет собеседник aif.ru. — Цены будут снижаться, но с определенной задержкой, которая даст заправкам заработать и компенсировать убытки, понесенные при высоких ценах».

При этом, чтобы цены на бензин изменились на заправках, нужно закупленный бензин отгрузить, довезти до заправки, слить в хранилище, и только потом его можно будет продавать. По мнению эксперта, ждать их изменения придется не очень долго. «Пройдет не меньше недели, а может, и месяца, прежде чем биржевые цены превратятся в розничные. До этого заправки торгуют бензином, который закупали по старой цене», — сказал Алексей Зубец.