Сокращение субсидий для авиакомпаний со 174 млрд руб. в 2022 году до 58 млрд руб. в текущем году спровоцировало рост цен на авиабилеты. Сейчас стоимость перевозок находится на пике, осенью возможно небольшое снижение. Уменьшение дотаций связано с тем, что авиаотрасль в целом справилась со сложностями, вызванными международными санкциями, и в господдержке в прежнем объеме не нуждается.
По мнению Романа Гусарова, выделяемые на 2023 год субсидии должны компенсировать перевозчикам лишь потери от экономически невыгодных полетов в труднодоступные места, но «всю авиаотрасль уже поддерживать не нужно, было бы странно субсидировать рейсы в Сочи или в Турцию, где и так устойчивый спрос», — уверен эксперт.
Статистика подтверждает восстановление объемов авиаперевозок в России. В первые 6 месяцев 2023 года общий пассажиропоток составил 47,5 млн пассажиров, что почти на 18% выше уровня аналогичного периода прошлого года, поэтому власти сочли возможным сократить размеры субсидий. «В 2023 году на цели субсидирования отрасли будут направлены 58 млрд рублей. Хочу подчеркнуть, что это в три раза меньше, чем было в прошлом году», — сообщил на совещании президента РФ Владимира Путина с правительством глава Минтранса Виталий Савельев.
Сокращение дотаций от государства влияет в том числе и на стоимость перевозок, но «цены на авиабилеты уже отыграли отмену субсидий, они уже выросли на 15-20%, — указывает Роман Гусаров. — Последние 3 года стоимость перелетов не росла. Сначала цены сдерживались пандемией, потом теми самыми огромными субсидиями. Теперь, с сокращением дотаций, стоимость авиабилетов рывком наверстывает накопленное отставание от инфляции. Возможно, цены еще немного подрастут, но в целом они уже на пике, и осенью, с окончанием высокого сезона, можно ждать даже небольшого снижения».
Согласно планам Минтранса, в 2023 году российские авиакомпании перевезут 100 млн пассажиров, из них 20 млн на международных рейсах.