Россияне нашли замену закрытым для путешествий Турции и Египту. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), самым популярным у соотечественников направлением стал Кипр — спрос на поездки в эту страну вырос на 116,5%. На втором месте оказалась Греция — спрос на это направление увеличился на 30,5%. Самый внушительный рост продемонстрировал Тунис — плюс 329% по сравнению с маем прошлого года.
Пока российские туристы отдыхают в других странах, турецкие курорты переживают глубокий кризис.
Рекордный обвал
Участники туристического рынка Турции и власти страны признают, что нынешний сезон является самым провальным за последние 30 лет. По данным Министерства культуры и туризма Турции, в апреле на курорты государства приехало на 28,1% путешественников меньше, чем годом ранее. Турпоток из России рухнул на 79,3%, из Германии — на 35%, из Великобритании — на 24%. В отличие от РФ, никакие другие государства запрет на продажу путёвок в Турцию не накладывали. Однако европейцы всё равно отказываются от путешествий в эту страну, опасаясь террористической угрозы, которая остаётся на высоком уровне — за последнее время террористические атаки в Турции участились. Обвал туристического потока, зафиксированный в Турции в этом году, стал максимальным с 1999 года.
Весной газета The Wall Street Journal сообщала, что сотни отелей на популярных курортах страны были выставлены на продажу. Доходы туристической отрасли Турции уже тогда снизились на 19%, а бронирование летних путёвок сократилось на 40%. Чтобы привлечь хоть каких-то туристов, гостиницы были вынуждены вдвое снизить стоимость проживания. «Сокращение количества постояльцев вынуждает отельеров Турции снижать стоимость размещения: средняя цена гостиничного номера за ночь в Стамбуле снизилась в марте со 140 евро до 91,9 евро. Для сравнения: средняя цена за гостиничный номер в Европе за этот же период составила 108,1 евро», — сообщала Ассоциация туроператоров России со ссылкой на турецких коллег.
АиФ.ru поддерживает связь с управляющей одного стамбульского отеля — Халидой. По её словам, отток в первую очередь российских туристов негативно сказывается на туристической отрасли города. «Наш отель по большей части ориентирован на русскоязычных туристов, у нас гостят и немцы, и французы, и арабы, но русских всегда было больше. Этим летом отель простаивает, хозяин вынужден делать сумасшедшие скидки, чтобы переманить гостей у конкурентов, но с такими низкими ценами разве много заработаешь? Сейчас русских в нашей гостинице заменили арабы, а от них грязь такая, что можно полдня потратить на уборку номера. С русскими никогда такой проблемы не было.
Обычно основная часть прибыли у нас приходилась на лето, но в этом году, мне кажется, мы останемся в минусе. А это значит, что никакого ремонта гостиницы, замены мебели, техники и т. п. мы сделать не сможем, как и выписать премии персоналу», — рассказывает Халида, добавляя, что недосчитываются прибыли и сувенирные лавки, расположенные рядом с отелем.
По её словам, как туристическое направление Стамбул пользуется популярностью у туристов круглый год, чего не скажешь о пляжных курортах Турции — Мармариса, Алании, Антальи. В этих регионах возможность заработать у туристического сектора есть только в летний сезон. В нынешних условиях эта возможность сводится к нулю, что подтверждают статистические данные. По данным аэропорта Антальи, с 1 по 16 июня на курорт прибыло на 59% иностранных туристов меньше, чем за аналогичный период прошлого года, передаёт «Интерфакс». Например, из Германии турпоток снизился на 45%. Из России и вовсе — на 98%. В первые недели июня в Анталью приехали 3,5 тысячи соотечественников. А за период с января по май курорт посетила 21 тысяча россиян. Это почти в 26 раз меньше, чем в прошлом году, и в 38 раз меньше аналогичного периода 2014 года.
По подсчётам правительства Антальи, в этом году курорт недосчитается 3 млн туристов из РФ и стран СНГ и более 1,75 млн туристов из Европы. Потери туристического сектора региона оцениваются в 3,5 млрд долларов.
Всё выключено
Из-за падения доходов представители туристической отрасли Турции перешли в режим жёсткой экономии и задумались над отменой визитной карточки турецких отелей — системы «всё включено».
«Эта система привлекательна для экономных туристов, для туристов с семьями. Такие отели не могут повышать цены, хотя их траты растут от года к году. Нам необходимо постепенно снизить число отелей, работающих по этой системе», — заявил глава Ассоциации туристических агентств Турции Башаран Улусой в интервью агентству Anadolu, передаёт «Прайм».
Теперь участники туристического рынка Турции рассчитывают привлекать богатых туристов, которые предпочитают отдыхать в т. н. «бутик-отелях». «Способ повысить доходы от туризма заключается в привлечении этой группы туристов», — убеждён Улусой.
Помимо ставки на обеспеченных путешественников, владельцы туристического бизнеса страны рассчитывают на увеличение сезона до 12 месяцев.