Воспрянувшие духами. Почему в России падают цены на парфюмерию?

Новость из ряда вон: духи на российском рынке подешевели почти на четверть. И это на фоне ухода ряда западных брендов, слабого рубля и инфляции. Aif.ru пытался понять, почему повеяло снижением цен.

   
   

В среднем по флакону

Средняя стоимость флакона духов в России по итогам 2023 года составила 1545 рублей, следует из данных государ­ственной системы маркировки «Честный знак». В 2022 году было 2042 рубля. Ещё сильнее подешевела душистая вода (на 40%) – до 394 рублей за флакон. Впрочем, есть и немного подорожавшие категории. Например, рост по туалетной воде и одеколону составил несколько процентов, дойдя до отметок в 1194 и 522 рубля соответ­ственно. Но на то она и средняя стоимость – в ней смешалась масса ароматов. И «Шанель» (за 100 миллилитров парфюмированной воды CHANEL № 5 надо отдать минимум 15 тыс. рублей), и «Новая Заря», и бренды, о существовании которых большинство не подозревает. А поскольку 68% от объёма продаж пришлось на наиболее дешёвую ценовую категорию, то и вышло, что средняя упала.

Трансформация этой душистой области, как и многих, началась в 2022 году с введением санк­ций. «Компании столкнулись с необходимостью пересматривать ассортимент, менять логистические цепочки. Привычные товары перестали по­ставляться привычным путём, и пришлось либо искать замены на других рынках, либо рассматривать варианты с параллельным импортом», – напоминает руководитель товарной группы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Анна Петрушина.

В итоге на прилавках и онлайн-площадках раскрученные дорогие «недружественные» бренды стали теснить бюджетные. «В их числе и вполне достойные как российские, так и зарубежные марки», – отмечает парфюмерный стилист Яна Чуваева.

Предложения действительно стало больше. Внутри страны объёмы производства духов только за прошлые годы выросли более чем на треть. Да и ввоз парфюмерии из-за рубежа увеличился. Главной же страной – поставщиком ино­странных флаконов стала… Киргизия (всё тот же параллельный импорт).

Пахучее сырьё и кадры

Впрочем, несмотря на все достижения внутреннего производства, на должный уровень оно пока не вышло. Да и без импорта компонентов (парфюмерных концентратов и даже флаконов, спреев) не ­обходится.

«Процесс развития отрасли идёт, но не так быстро, как хотелось бы. Нам нужно создавать свою базу сырья, часть из которого сегодня идёт из Европы, Америки и Китая. Да, производство парфюмерии – дорогое занятие, требующее огромных инвестиций. Ввозить готовые продукты проще. Но сейчас то самое время, когда надо соз­давать что-то своё, – считает Яна Чуваева. – И главное – соз­давать обучающую базу. У нас ведь только в этом году впервые начнётся набор на обучение по специальности «технолог-парфюмер» в РХТУ имени Менделеева».

   
   

Впрочем, даже без дипломов российских вузов выросло целое поколение индивидуальных парфюмеров, отмечает преподаватель Академии парфюмерии Жанна Гладкова: «Они создают продукцию мирового уровня, причём оригинальную, более соответствующую нашему внутреннему миру. Да и наследие у нас богатое – некоторые из советских ароматов до сих пор пользуются популярностью в той же Европе. Помню, на одном из интервью меня спросили: «Почему немцам до сих пор так нравится «Красная Москва»?» Я подумала и выдала: «Наверное, потому, что в ­1941-м у них не получилось…»

 

Запустить «сердце» аромата

Главная же проблема, по мнению Гладковой, заключается в том, что в России нет завода по производству парфюмерных композиций. А строить его надо обязательно, учитывая нынешние условия.

«В 1990-е годы закрылось и разрушилось практически всё: и отечественное производство душистых веществ, и завод по производству парфюмерных композиций, – сетует она. – Если бы это всё восстановить, мы могли бы занять лидирующие позиции в мире. Потому что парфюмерная композиция – это та самая изначальная 100%-ная субстанция, или «сердце» аромата, которая закупается за огромные деньги и развозится по предприятиям. Там она растворяется в водно-спиртовом растворе и проходит различные процессы, чтобы на выходе стать готовым парфюмерным изделием. Если бы у нас было построено такое производство, можно было бы диктовать моду на этом рынке. Повторю, это не парфюмерное изделие, а парфюмерная композиция – изначальные вещест­ва. Они до сих пор закупаются на Западе, причём в огромных количествах. Мы бьёмся во все двери, чтобы нас услышали. Надеюсь, дело сдвинется с мёртвой точки».

Концентрация ароматических веществ в продукции

Духи
(extrait de parfum)

20–40%

Парфюмерная вода (eau de parfum)

10–20%

Туалетная вода (eau de toilette)

5–12%

Одеколон (eau de cologne)

3–5%

Душистая вода (российский
термин)

менее 1%

Прим. Чем ниже концентрация, тем продукт менее устойчив.