Новость из ряда вон: духи на российском рынке подешевели почти на четверть. И это на фоне ухода ряда западных брендов, слабого рубля и инфляции. Aif.ru пытался понять, почему повеяло снижением цен.
В среднем по флакону
Средняя стоимость флакона духов в России по итогам 2023 года составила 1545 рублей, следует из данных государственной системы маркировки «Честный знак». В 2022 году было 2042 рубля. Ещё сильнее подешевела душистая вода (на 40%) – до 394 рублей за флакон. Впрочем, есть и немного подорожавшие категории. Например, рост по туалетной воде и одеколону составил несколько процентов, дойдя до отметок в 1194 и 522 рубля соответственно. Но на то она и средняя стоимость – в ней смешалась масса ароматов. И «Шанель» (за 100 миллилитров парфюмированной воды CHANEL № 5 надо отдать минимум 15 тыс. рублей), и «Новая Заря», и бренды, о существовании которых большинство не подозревает. А поскольку 68% от объёма продаж пришлось на наиболее дешёвую ценовую категорию, то и вышло, что средняя упала.
Трансформация этой душистой области, как и многих, началась в 2022 году с введением санкций. «Компании столкнулись с необходимостью пересматривать ассортимент, менять логистические цепочки. Привычные товары перестали поставляться привычным путём, и пришлось либо искать замены на других рынках, либо рассматривать варианты с параллельным импортом», – напоминает руководитель товарной группы Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Анна Петрушина.
В итоге на прилавках и онлайн-площадках раскрученные дорогие «недружественные» бренды стали теснить бюджетные. «В их числе и вполне достойные как российские, так и зарубежные марки», – отмечает парфюмерный стилист Яна Чуваева.
Предложения действительно стало больше. Внутри страны объёмы производства духов только за прошлые годы выросли более чем на треть. Да и ввоз парфюмерии из-за рубежа увеличился. Главной же страной – поставщиком иностранных флаконов стала… Киргизия (всё тот же параллельный импорт).
Пахучее сырьё и кадры
Впрочем, несмотря на все достижения внутреннего производства, на должный уровень оно пока не вышло. Да и без импорта компонентов (парфюмерных концентратов и даже флаконов, спреев) не обходится.
«Процесс развития отрасли идёт, но не так быстро, как хотелось бы. Нам нужно создавать свою базу сырья, часть из которого сегодня идёт из Европы, Америки и Китая. Да, производство парфюмерии – дорогое занятие, требующее огромных инвестиций. Ввозить готовые продукты проще. Но сейчас то самое время, когда надо создавать что-то своё, – считает Яна Чуваева. – И главное – создавать обучающую базу. У нас ведь только в этом году впервые начнётся набор на обучение по специальности «технолог-парфюмер» в РХТУ имени Менделеева».
Впрочем, даже без дипломов российских вузов выросло целое поколение индивидуальных парфюмеров, отмечает преподаватель Академии парфюмерии Жанна Гладкова: «Они создают продукцию мирового уровня, причём оригинальную, более соответствующую нашему внутреннему миру. Да и наследие у нас богатое – некоторые из советских ароматов до сих пор пользуются популярностью в той же Европе. Помню, на одном из интервью меня спросили: «Почему немцам до сих пор так нравится «Красная Москва»?» Я подумала и выдала: «Наверное, потому, что в 1941-м у них не получилось…»
Запустить «сердце» аромата
Главная же проблема, по мнению Гладковой, заключается в том, что в России нет завода по производству парфюмерных композиций. А строить его надо обязательно, учитывая нынешние условия.
«В 1990-е годы закрылось и разрушилось практически всё: и отечественное производство душистых веществ, и завод по производству парфюмерных композиций, – сетует она. – Если бы это всё восстановить, мы могли бы занять лидирующие позиции в мире. Потому что парфюмерная композиция – это та самая изначальная 100%-ная субстанция, или «сердце» аромата, которая закупается за огромные деньги и развозится по предприятиям. Там она растворяется в водно-спиртовом растворе и проходит различные процессы, чтобы на выходе стать готовым парфюмерным изделием. Если бы у нас было построено такое производство, можно было бы диктовать моду на этом рынке. Повторю, это не парфюмерное изделие, а парфюмерная композиция – изначальные вещества. Они до сих пор закупаются на Западе, причём в огромных количествах. Мы бьёмся во все двери, чтобы нас услышали. Надеюсь, дело сдвинется с мёртвой точки».
Концентрация ароматических веществ в продукции
Духи |
20–40% |
Парфюмерная вода (eau de parfum) |
10–20% |
Туалетная вода (eau de toilette) |
5–12% |
Одеколон (eau de cologne) |
3–5% |
Душистая вода (российский |
менее 1% |
Прим. Чем ниже концентрация, тем продукт менее устойчив. |