Россияне ищут альтернативные пути доставки товаров из Азиатско-Тихоокеанского региона. Один из вариантов — Центральная Азия. Эксперты рассказали aif.ru, готова ли к этому логистическая инфраструктура и почему это выгодно российским потребителям.
Путешествие вокруг света
В контейнерах из Тихоокеанского региона в Россию приходил огромный ассортимент товаров: от текстиля и продуктов питания до медикаментов, электроники и комплектующих.
«Такое путешествие „вокруг света“ не по глупости было организовано. Морская перевозка была очень дешевой, а все операции по регистрации и сопровождению грузов в европейских хабах были отлажены отлично. Затем эта логистика через западные границы России рухнула, и нам приходится искать новый путь, через южные границы», — уточняет эксперт.
Без склада никуда
Путь через Центральную Азию может быть короче прежнего морского почти в два раза. Но это при условии, что будет создана четко работающая логистическая схема. По факту же она далека от совершенства. Местная складская недвижимость — это в основном помещения, которые были построены во времена СССР. Их можно отнести только к классу «С» — невысокие потолки, отсутствие современной системы пожаротушения, узкий шаг колонн, который мешает технике быстро перемещаться внутри склада, недостаточное количество ворот и другие ограничения. Если компании нужен склад большой площади, например, 20 000 кв. м, найти его здесь будет невозможно.
Инвестиции в снижение цен
«По нашим собственным данным, в Казахстане сейчас 1,17 млн кв. м качественных складских площадей, а с учетом численности населения нужно 77-78 млн „квадратов“! Кыргызстану нужно 20–27 млн кв. м, для Узбекистана — 135–140 млн кв. м. Ситуация по складам, особенно по помещениям класса „А“, высокодефицитная», — говорит собеседник.
Строительство современного хаба класса «А» — удовольствие дорогое, но их использование, с точки зрения инвестора, гораздо выгодней, чем работа с логистическими комплексами других классов. Кроме того, даже старые склады растут в цене быстрее инфляции, ведь стоимость строительства растет еще быстрее.
«В складах класса „А“ мы на каждые 20 тысяч „квадратов“ сможем разместить до 36 тысяч паллето-мест. На объектах класса „В“ это будет уже только 14-18 тысяч паллето-мест. При стандартной себестоимости строительства разница получается существенная, затраты на хранение на каждую единицу продукции будут ниже именно в комплексах класса „А“. Кроме того, пространство высококлассных центров более эргономичное и позволяет обрабатывать большой объем заказов. Это в конечном итоге снижает расходы на логистику, а значит, уменьшается наценка на товары, которые вы купите в магазине или на маркетплейсе», — добавляет Станислав Ахмедзянов.
Профессор Михаил Блинкин отчасти соглашается с этим, но добавляет: до тех пор, пока путь через южные границы России для товаров из Азии до конца не отлажен, а инфраструктура — не обновлена, говорить о скором снижении цен на ввозимые товары преждевременно.
В конечном счете «поход на Восток» со стороны российских девелоперов и ритейлеров поможет не только разнообразить ассортимент товаров, ввозимых из Азиатско-Тихоокеанского региона. Новая логистическая инфраструктура — это еще и возможность для стран Центральной Азии получить импульс к развитию экономики на десятилетия вперед.