Успокоили. Помогут ли Россия и Саудовская Аравия рынку нефти?

Результаты соглашения о поддержании стабильности на рынке нефти, заключенного между Россией и Саудовской Аравией, не заставили себя долго ждать. Сразу после того, как Москва и Эр-Рияд подписали совместное заявление, котировки «черного золота» росли почти на 5%.

   
   

На сегодняшних торгах баррель марки Brent (от ее стоимости зависит цена российского сорта Urals) подорожал до 47,73 рублей, сырье марки WTI подорожало до 45,32 долларов.

Как долго продлится оптимизм на рынке углеводородов, выяснил АиФ.ru.

Успокоили рынок

«Мы детально проработали, какие могут быть инструменты реализации совместных действий, это могут быть инструменты „заморозки“, инструменты установления потолков, инструменты даже такие, как сокращение добычи», — прокомментировал российско-саудовское соглашение министр энергетики РФ Александр Новак (цитата по РИА «Новости»).

Он отметил, что рассматривается возможность фиксации добычи «черного золота» на 3-6 месяцев, может, даже и на более долгий срок.

По мнению Новака, заморозка производства нефти могла бы существенно ускорить стабилизацию рынка нефти. «Россия всегда относилась к этому довольно положительно. Мы готовы, если такое решение будет, присоединиться (к заморозке — прим. ред.)», — добавил министр.

Вопрос заморозки добычи «черного золота» Россия вместе со странами-членами ОПЕК обсудят на ближайшей встрече картеля, которая пройдет в сентябре в Алжире.

   
   

Действительно ли это сигнал о том, что на встрече в Алжире Саудовская Аравия будет настаивать на том, чтобы зафиксировать добычу на текущем уровне или же все-таки акцент стоит сделать на долгосрочных действиях, которые направлены на то, чтобы в обозримом будущем рынок не столкнулся с внезапной нехваткой предложения из-за недостаточных инвестиций?

«Судя по заявлениям министра энергетики наших партнеров, скорее второе, чем первое. Не забывайте, что есть еще Иран, который настаивает на своем праве вернуть добычу с нынешних 3,8 млн барр/сутки до досанкционных 4 млн барр/сутки. А в планах у Тегерана уже 5 млн барр/сутки. В общем, договориться будет непросто. Ведь рынок и так уже не в такой опасности, как это было в начале года. Потребление продолжает планомерно расти, а производство, которое в ОПЕК и в России на рекордных уровнях, может в скором времени оказаться недостаточным из-за сокращения инвестиций. По словам того же Новака, мировая отрасль недосчиталась 500 млрд долларов за последние 2,5 года. Поэтому возможная „заморозка“, если она все же произойдет, будет носить временный и тактический характер, чтобы подтянуть госфинансы и вернуть цены к более справедливым 50 — 60 долларам за баррель, что остановит спад инвестиций», — указывает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер.

Соглашение между РФ и Саудовской Аравией является всего лишь «декларацией вежливости», считает аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. «Уже в день подписания представитель Саудовской Аравии заявил о том, что заморозка добычи не требуется. Фактически, в документе отсутствуют какие-либо обязательства сторон. Соответственно, декларации остаются декларациями, и их влияние на рынок быстро проходит. Более того, отсутствие обязующих моментов может стать дополнительным разочарованием», — отмечает Кочетков.

Саудитам нечего терять

Согласие Саудовской Аравии участвовать в стабилизации мирового рынка углеводородов выглядит любопытно. Дело в том, что на протяжении долгого времени со стороны Эр-Рияда звучали бесконечные заявления о намерении глобально нарастить производство сырья и усилить свое присутствие на мировом рынке. При этом риски еще большего обвала нефтяных котировок саудитов, судя по всему, волновали мало — себестоимость добычи «черного золота» в Королевстве является одной из самых низких в мире. Что же стоит за согласием саудитов?

Прежде всего, то, что СА нарастила добычу сырья до рекордного уровня — в июле это было 10,67 млн баррелей в сутки. Потенциал для увеличения добычи практически исчерпан. Россия, кстати, тоже объемы добычи нефти нарастила — до 10,136 млн баррелей в сутки.

«Впрочем, есть большие сомнения в том, что возможные договоренности могли бы быть реализованы. Дисциплина в ОПЕК уже давно не является чем-то обязательным. Поэтому особых надежд на встречу в Алжире нет. Однако в длительной перспективе рынок отрегулирует спрос и предложение своей невидимой рукой. Низкая цена барреля уже привела к падению добычи в Китае, Венесуэле и США. Резко сократилось число разведанных месторождений в мире, что повышает риски будущего дефицита на глобальном рынке», — добавляет Кочетков.