27 февраля состоялось заседание правительства РФ, на котором был рассмотрен и одобрен проект Программы развития угольной промышленности страны до 2035 года. Он разрабатывался в соответствии с поручением президента России. Проект предусматривает 10%-ное увеличение добычи угля и 18%-ный рост его экспорта.
Министр энергетики Александр Новак отметил в своем докладе, что перспективы роста отрасли связаны в первую очередь с растущим рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на который приходится почти 80% всей мировой торговли углем. Это выводит на первый план важность интенсификации работ по расшивке узких мест Восточного полигона железных дорог. Премьер-министр Михаил Мишустин подчеркнул настоятельную необходимость совершенствовать логистику для того, чтобы уголь было удобно доставлять по железной дороге или морским транспортом, как на внутренний рынок, так и на экспорт, активно развивать соответствующую железнодорожную и портовую инфраструктуру.
Привести к балансу отправку грузов
26 февраля вопросы расширения провозных мощностей для транспортировки угля на рынки стран АТР были также рассмотрены на совместном заседании двух рабочих групп Госсовета РФ под председательством помощника президента России Игоря Левитина.
Сегодня практически три четверти всех поставок угля на экспорт идет из Кузбасса, где сконцентрировано около 60% всей угледобычи страны. Именно поэтому губернатор Кузбасса и руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Энергетика» Сергей Цивилев выразил обеспокоенность ситуацией, когда отечественным угольным предприятиям приходится вступать в конкуренцию друг с другом за возможность отправки грузов к портам Дальнего Востока.
Рост темпов добычи угля в России в последние годы существенно опережал развитие железных дорог в восточном направлении. По сравнению с 2010 годом доля угля в грузообороте выросла с 35 до 44%. А по словам заместителя гендиректора ОАО «РЖД» Алексея Шило, объемы экспортных перевозок на Восток существенно превысили параметры Долгосрочной программы развития РЖД. Таким образом, возникший дисбаланс загрузки перевозочных мощностей углем создает риски для устойчивости экономики угледобывающих регионов в азиатской части страны.
Планами РЖД в 2020 году предусмотрено завершение I этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Суммарная провозная способность магистралей Восточного полигона по сравнению с прошлым годом увеличится на 9% и достигнет 144 млн тонн, а к 2024 году — 182 млн тонн. Пропускная способность увеличится с 95 до 101 пары грузовых поездов в сутки.
Это позволит продолжить развитие предприятий в традиционных регионах и новых центрах угледобычи — в Туве, Якутии, Забайкалье, на Дальнем Востоке и в Арктике. Будет введено в эксплуатацию 14 шахт и 15 разрезов, а также 20 обогатительных фабрик. В Сибири и на Дальнем Востоке будет построено 7 новых угольных теплоэлектростанций и модернизировано 12 действующих. Это позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в электроэнергетике, нужды предприятий металлургии, ЖКХ, населения и аграрно-промышленного комплекса.
Особое внимание будет уделено вопросам экологии и улучшению природоохранных технологий, применяемых в отрасли. В частности, предусмотрена модернизация угольных ТЭЦ, увеличение объемов рекультивации нарушенных земель, двукратное сокращение сброса сточных вод.
Затраты на реализацию программы развития угольной промышленности составят около 6 трлн рублей — в первую очередь это будут инвестиции частного бизнеса. Возрастет вклад отрасли в экономику РФ, в полтора раза увеличатся налоговые поступления.
В докладе Минэнерго особо отмечается, что текущие прогнозы развития угольной отрасли не учитывают быстрого распространения электротранспорта. Рост спроса на уголь для покрытия потребности в электроэнергии в этом сценарии может быть в три раза выше — по консервативным оценкам, он составит порядка 300 млн тонн. Особенно быстрые темпы роста будут наблюдаться в Индии и странах Южной и Юго-Восточной Азии, увеличение спроса будет также происходить в странах Африки и на Ближнем Востоке.
Смотрите также:
- Внимание экономике. В Якутии намерены активно развивать данное направление →
- Борьба с кризисом: первые результаты →
- Кому «смягчат» кризис в 2010-м →