Бизнес против воли
Несколько лет назад Ереван предъявил Ванецяну обвинение в отмывании денег с использованием служебного положения, его объявили в международный розыск. Статус разыскиваемого никак не мешал ему продолжать открыто заниматься бизнесом. Однако 29 января отечественные правоохранительные органы сообщили сначала о его задержании, а потом о том, что Ванецяна отпустили после того, как установили его личность. На каких условиях он остался на свободе и наложены ли на него какие-либо ограничения — неизвестно.
Карен Ванецян происходит из влиятельной армянской семьи, напомнил Хаминский. Его брат Артур при прежней власти в республике возглавлял Службу безопасности Армении.
«Это достаточно частое явление на постсоветском пространстве, когда один родственник занимается бизнесом, а второй, находясь на высоком государственном посту, создает тепличные условия для роста общего дела, — отметил юрист. — Но затем власть меняется, и вновь назначенные руководители начинают распутывать коррупционные клубки своих предшественников».
Россия в рамках соглашения о правовой помощи с Арменией обязана оказывать содействие в поимке разыскиваемых лиц и, при наличии оснований, экстрадиции их на родину, продолжает Хаминский. Первую часть обязанностей российские правоохранители выполнили — задержали, установили личность, а вот со второй вышла загвоздка, объясняет он.
«Экстрадиция возможна только в том случае, если инкриминируемое на родине деяние считается преступлением и в стране временного пребывания лица, — комментирует юрист. — По законам Армении отмывание денег — особо тяжкое преступление, наказание — до 12 лет лишения свободы. В России то же самое деяние относится к преступлениям средней тяжести, максимальная санкция — пять лет лишения свободы. Кроме всего прочего, это значит, что подозреваемого без особых оснований нельзя поместить под арест. Именно различия в уголовно-правовых оценках деяния могли стать причиной отказа в начале процедуры передачи Ванецяна Армении».
Бизнесмен остается в России в достаточно щекотливом положении, говорит Хаминский. С одной стороны, процесс экстрадиции запущен, и ему до принятия судом решения может быть запрещен выезд из России. С другой стороны, в приобретении его бизнеса могут быть заинтересованы конкуренты.
«К чему все это приведет и кто за этим стоит, мы узнаем в ближайшее время, ответ будет заключаться в изменении или сохранении структуры собственности компании», — пообещал юрист.
На чем жарить будем
На долю двух брендов — Ideal и «Олейна», которые принадлежат Ванецяну, приходится 10% отечественного рынка растительного масла, подсчитал гендиректор Международной ассоциации развития маркетплейсов Алексей Молодых.
Криминальные приключения масляного предпринимателя случились в очень интересный момент, продолжает эксперт. Из-за неурожая оливок в Европе цены на растительное масло в мире начинают расти. Наша страна преимущественного использует подсолнечное масло, мы сами его производим по 6,8 млн тонн в год, сообщили в Масложировом союзе России, а потребляем только 2,3 млн тонн, остальное идет на экспорт.
Вслед за повышением цен на оливковое масло, подсолнечное, поставляемое на экспорт, тоже может подорожать. На внутреннем рынке это произойдет вряд ли, а вот за границей такая вероятность очень высока. Именно в этот момент к одну из ключевых бизнесменов этого рынка пришли правоохранители с поисковым запросом по давнишнему уголовному делу.
Сами компании повязаны долгосрочными контрактами, исполнению которых судьба собственника помешать не должна. Это защитит наш рынок от дефицита масла, считает эксперт.
«Армения — член Евразийского экономического союза, поэтому какие бы конфликты ни были между странами, для обеспечения свободы товарооборота надо поддерживать совместную легитимность всех процессов, — объяснил Астафьев. — Задержание Карена Ванецяна — логичная часть такой деятельности, причем она полностью соответствует букве закона».