Европа не сможет прожить без российского газа, а нашей стране важнее сохранить выручку от поставок нефти. Это следует из информации о дополнительных нефтегазовых доходах, представленных Минфином. Причем обойтись без российской нефти страны Старого Света вполне способны.
В марте этого года газ и газовый конденсат принесли бюджету страны почти 267 млрд рублей (налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина), а нефть — 946 млрд рублей. Примерно такое же соотношение значимости торговлей этими углеводородами сохраняется на протяжении пяти лет. Вся сумма доходов бюджета за январь-март 2022 года — 7,1 трлн рублей, или 2,3 трлн рублей в месяц в среднем. То есть поступления от нефтянки — это больше третьей части всех доходов казны.
В среднем за год Европа потребляет 550-600 млрд кубометров газа. Из них около 200 млрд кубов поступают из России. Второй по объему поставщик — Норвегия, она продает до 100 млрд кубометров в год. При этом ее сырьевая база истощается, увеличить добычу на существенную величину она не сможет. Еще порядка 40-45 млрд кубометров приходят из Алжира, там тоже резерва для наращивания дебета нет, 26-27 млрд кубометров поставляют в виде СПГ из США, до 20 млрд привозит Катар, до 15 млрд — Нигерия, 9 млрд — Иран, 8,5 — Азербайджан.
При этом по трубе газ в Европу попадает из России и Алжира, а также Норвегии, которая ведет добычу в Северном море. Иранская магистраль доходит только до Турции. Все остальное — это СПГ, его доставляют танкерами. Пропускная способность «импортных» ниток в разы уступает емкости отечественных газопроводов, отмечают эксперты. Оба «Северных потока» рассчитаны на перекачку по 55 млрд тонн газа в год каждый, «Ямал — Европа» — 32,9 млрд тонн, «Турецкий поток» — 31,5 млрд тонн, «Голубой поток» — 14 млрд тонн. Газотранспортная система Украины может пропустить через себя до 142,5 млрд тонн, но ее возможности используют лишь частично. Так, в 2020 году по этому пути в Европу попало 55,8 млрд тонн газа. Что превышает поставки по всем каналам газа из Алжира.
Существуют еще проекты строительства газопроводов на континентальную Европу с Кипра и из Израиля, где тоже есть месторождения. Но такие проекты дороги, сложны, строительство займет несколько лет. Нынешняя высокая цена на газ может оправдать такие вложения, но при нормализации ситуации проекты будут заведомо убыточными.
Отказаться от нашего газа европейцы не могут, наоборот, они крайне заинтересованы в снижении цены на этот вид топлива. А для этого надо нарастить объемы предложения. Все источники, которые могли бы быть в этом полезны, уже задействованы, больше их поблизости просто нет.
А вот без нашей нефти, которая приносит России почти вчетверо больше, чем газ, в Старом Свете обойтись вполне могут, подтверждает Гривач. Пусть это и потребует дополнительных усилий и затрат на перестройку оборудования, привыкшего работать с отечественным Urals. Но это будут очень небольшие потери относительно тех денег, которых недосчитается наша страна. И вот тогда единственным возможным ответом станет фраза из фильма «Бриллиантовая рука»: «Не будут покупать нефть — отключим газ!»