Китай, который долгое время оставался лидером в производстве редкоземельных металлов, вводит ограничения на их продажу. Это ставит под вопрос технологическую независимость ЕС и США.
А вот Россия, напротив, находится в выигрышном положении, считает действительный госсоветник РФ, кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Павел Севостьянов.
Как пояснил эксперт, сейчас в мире начинает концентрироваться напряжение, связанное с перераспределением необходимых ресурсов для энергетического перехода от энергетики ископаемого топлива к низкоуглеродной.
«Более того, мы скоро можем стать свидетелями настоящих энергетических войн, — пояснил Севостьянов. — Например, за литий — самый легкий металл, которого нужно все больше и больше. Некоторые эксперты на этом фоне считают, что России нужно было активнее участвовать в подготовке к собственному производству лития. Действительно, РФ в последние годы не производила лития. Потребности в нем покрывались закупками в других странах. Это вполне нормально».
Однако, подчеркнул специалист, у России большие разведанные запасы лития. Более того, их фактические объемы, вероятнее всего, еще больше.
«Сейчас нужно ускорять разведку запасов, добычу и, что особенно важно, последующую переработку, — уточнил он. — Преимущество российской сырьевой базы заключается в наличии практически всего спектра ресурсов, это является стратегическим преимуществом. Важно отметить, что в России существует необходимая научная база для развития этих направлений, и при надлежащем финансировании можно выйти в лидеры по разработкам. Поэтому торговые войны за ресурсы на Россию не окажут серьезного воздействия, намного важнее цепочки поставок. Но это уже другая история».
А вот что касается остального мира, здесь ситуация складывается иначе. Глобальный спрос на редкоземельные металлы растет и давит тем самым на существующее предложение.
«Примерно 50% (90 млн тонн) всех разведанных мировых запасов редкоземельных металлов сосредоточено в Китае, — рассказал эксперт. — При этом половину объема добываемых элементов потребляет собственная промышленность Китая. Но в последние годы КНР снижает экспорт редкоземельных металлов и повышает экспортные пошлины на редкоземельные элементы, вследствие чего растут мировые цены».
Чтобы обеспечить сырьевую безопасность, остальные страны, имеющие запасы, тоже начали наращивать уровень добычи.
«Так, в 2020 году доля добычи Китая составляла уже не 90%, а 60% от общемировой, — уточнил политолог. — Затем ситуация на рынке стала еще более угрожающей — с 1 августа 2023 года Китай запретил экспорт галлия и германия, применяемых в производстве микросхем, солнечных панелей и оптических систем, а с 1 декабря 2023 графита — материала, используемого в производстве аккумуляторов. Эти действия ставят под угрозу технологическую независимость ЕС и США не только от редкоземельных элементов, но и от поставок полупроводников и аккумуляторов несмотря на то, что Китай не является монополистом на рынке лития».
Впрочем, есть и другие ресурсы, в которых нуждаются западные страны. Так, ранее эксперты рассказывали, что США оставили в своем законе лазейки, позволяющие закупать уран у РФ.