Не все товары, которые продают на маркетплейсах, безопасны. Эксперты рассказали aif.ru, что для примерки обуви недостаточно времени, среди игрушек встречаются контрафактные товары, некачественная электроника может взрываться, а проверить условия хранения продуктов покупатель не сможет.
Покорили сердца
Онлайн-магазины предлагают большой выбор привычных товаров, а пункты выдачи заказов есть на каждой улице. Доставляют покупки достаточно быстро — крупные склады есть в большинстве регионов. При этом у части маркетплейсов вещи привозят бесплатно, а неподошедшую по размеру одежду можно вернуть продавцу. Привлекает и цена — она существенно ниже, чем в торговых центрах.
«У маркетплейса нет затрат на аренду магазина или найм продавцов. Площадка тратится только на содержание склада, персонала, который собирает посылки и сайта. Работает
Модно и дешево
Одежду на маркетплейсах заказывать выгодно — выбор большой, а цены невысокие. Отзывы позволяют выяснить, насколько качественна вещь, которую предлагает продавец. Но есть и риски — в таких местах бывает много неоригинальных товаров. Площадки запрашивают документы на брендовую одежду, но продавцы не всегда их предоставляют. На маркетплейсе белую футболку можно купить за 190 руб., а в обычном магазине такая же модель стоит уже 400 руб. Цены на джинсы на онлайн-площадке начинаются от 350 руб., а в торговом центре — от тысячи.
Туфельки с подвохом
Покупать ли на маркетплейсе обувь — вопрос сложный. В обычном магазине покупатель может примерить сразу несколько пар, а понравившуюся проверяет 10-15 минут. При этом в пунктах выдачи онлайн-покупок не всегда есть условия для полноценного тест-драйва кроссовок. Пренебрегать качественной примеркой нельзя: неправильно подобранная обувь может привести к разным заболеваниям.
На маркетплейсах можно найти кеды по цене от 300 руб., а в магазине они стоят от 600 руб. Онлайн заказать пару женских босоножек можно за 240 руб., а за аналог в торговом центре нужно заплатить 300 руб.
Светлана Теребова рекомендует тем, кто заказывает обувь онлайн, быть внимательнее. «Трудно угадать с размером. Такие вещи безопаснее приобретать в офлайн-магазинах. При покупке через маркетплейс не всегда есть время на то, чтобы проверить пару как следует», — предупредила эксперт.
Токсичный друг
Заказать игрушку с маркетплейса дешевле, чем покупать в магазине, а качество, на первый взгляд, будет одинаковым. Но плюшевый друг может оказаться токсичным. В декабре 2022 года был скандал с Хагги-Вагги — в игрушках нашли фенол. Это вещество раздражает дыхательные пути и кожу, а еще может привести к аллергии. Мягких монстров временно сняли с продажи, но позже они вернулись на виртуальные витрины.
Медитирующую куклу Барби на маркетплейсе можно купить за 2,4 тыс. руб., а в крупном детском магазине она обойдется в 3,5 тыс. руб. Самая дешевая машинка на пульте управления продается на онлайн-витрине за 220 руб., а в обычном супермаркете цена на такие игрушки начинается от 400 руб.
Светлана Теребова предупреждает, что на маркетплейсах легко столкнуться с подделками. «Все детские товары должны подлежать обязательной сертификации, но на маркетплейсах много контрафакта, который не проверяли. Нужно внимательно читать карточку товара и отзывы, проверять маркировку. Важно осмотреть упаковку и саму игрушку, узнать, кто продает этот товар», — уверена экономист.
Взрывоопасные заказы
Электротовары с маркетплейсов заказывают многие — провод для зарядки или дешевые наушники вряд ли испортят смартфон. Еще на онлайн-площадках можно купить технику известных брендов дешевле, чем в магазине. При заказе роботов-пылесосов или электросамокатов стоит соблюдать осторожность: некачественные аккумуляторы могут взорваться при зарядке.
Смартфон с 4 гб оперативной памяти и 128 гб постоянной памяти можно заказать на маркетплейсе за 10,7 тыс. руб., а у крупного продавца электроники за него нужно заплатить 12 тыс. руб. Фитнес-браслет онлайн продают за 2,9 тыс. руб., а в обычном магазине он стоит 3,5 тыс. руб.
Покупатель может столкнуться со сложностями с гарантией. «Крупную электронику и бытовую технику безопаснее приобретать у крупных поставщиков. В пункте выдачи ее нельзя тщательно проверить, а маркетплейс — посредник между продавцом и покупателем, поэтому могут быть проблемы с возвратом», — предупредила Светлана Теребова.
Вкусные риски
Редкие специи, растительные масла, чаи и кофе — маркетплейсы выручают жителей сел или маленьких городов России. Но на виртуальной витрине можно встретить продукты, которые требуют особых условий хранения. К продаже йогуртов и колбас площадки подходят по-разному. Одни не предлагают продукты, которые нужно держать в холодильнике, другие позволяют заказать их только с доставкой на дом. Приправу для мясных блюд в одноразовой мельнице на маркетплейсе продают за 250 руб., а в обычном гипермаркете за 360 руб. Пачка макарон на онлайн-витрине стоит 48 руб., а в магазине — 80 руб.
«Продукты питания напрямую связаны со здоровьем и безопасностью. Мы не можем лично проверить, правильно ли их хранят и перевозят. Поэтому товары, которые имеют небольшой срок годности или требуют особых условий хранения, нужно приобретать с осторожностью», — рекомендует Светлана Теребова.