Табачный эксперимент. В магазинах появились сигареты с маркировкой

Первый кирпичик

Начался проект два месяца назад, в январе. Первая пачка с кодом Data Matrix была продана в «Перекрестке». В эксперименте участвуют почти все производители: «Филип Моррис Интернэшнл», Japan Tobacco International и Бритиш Америкэн Тобакко. Их представители высказали мнение, что цифровая маркировка — это шаг в честную и прозрачную экономику. Поддельные сигареты, которые попадают в Россию со всего мира, не смогут оказаться на полках магазинов, а покупатели будут защищены от некачественной продукции. Государство сможет дополучить десятки миллиардов рублей, которое оно теряло из-за поддельного товара.

   
   

В ближайшее время появится приложение для телефонов, с помощью которого каждый человек сможет проверить место и время производства, а также проследить весь пусть движения сигаретной пачки от завода до магазинной полки.

Эксперимент на табаке — это первый кирпичик в создании единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров. До 2024 года с помощью маркировки планируется убрать подделки из всех категорий товаров в стране. Эксперты утверждают, что сейчас подделывается все: от минеральной воды и лекарств, до детского питания, бытовой химии, одежды, обуви и даже колесных дисков. 

Потери сравнимы с годовым бюджетом

Из-за поддельных сигарет и алкоголя бюджет только на акцизных сборах ежегодно недополучает более 100 миллиардов рублей. Это составляет, к примеру, годовой бюджет Алтайского края или Республики Дагестан.

«Цифровое кодирование Data Matrix позволяет отследить подлинность продукции, её прохождение от производства до реализации, сократить появление контрафакта у производителей и в торговых сетях», — считает ведущий аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Покупатель сможет отсканировать штрих-код и убедится в соответствии заявленным характеристикам товара. «Такой порядок призван повысить долю доброкачественной продукции на рынке, увеличить налоговые поступления. Широкий эксперимент, стартовавший в России 15 января, как раз и должен дать ответы на эти и другие вопросы. Масштабность его вполне адекватна для получения необходимых ответов, к эксперименту присоединились производители, имеющие более 90% рынка, основные дистрибьюторы и розничные сети», — отмечает эксперт.

В Центре развития перспективных технологий, которое руководит единой системой маркировки, заявляют, что проект стартовал в пилотном формате. Сейчас новая технология проходит отработку. В течение всего двух месяцев она полностью заработала, но окончательные выводы можно будет делать только после завершения срока пилотного проекта. Это может произойти в ближайшее время.

Смотрите также: