Свинцовая доля. Почему остановлен крупнейший в России производитель свинца

Завод «Фрегат», крупнейший в России производитель вторичного свинца, приостановил свою работу. Минпромторг 15 мая обязал всех экспортеров свинца получать специальные лицензии, однако пока ни одного такого разрешения не выдано, что и явилось основной причиной остановки «Фрегата», ведь экспортные поставки — основной рынок сбыта его продукции. 

   
   

В России нет производителей первичного свинца, несколько производителей вторичного свинца (Рязцветмет, УГМК и другие) совокупно выпускают примерно 200 тыс. тонн этого металла в год. Из них на экспорт в 2021 году было поставлено 127,3 тыс. тонн. Крупнейшие импортеры — Швейцария (23%), Сингапур (12%), Германия (10,5%), Турция (7,6%). 

Мощности «Фрегата» позволяют перерабатывать 170 тыс. тонн отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов в год, что обеспечивает выпуск около 40 тыс. тонн готовой продукции. До сих пор стратегия завода была вполне успешна — за 2021 год его выручка составила 7,5 млрд руб., прибыль — около 100 млн руб. Лишившись внешних рынков сбыта, руководство предприятия остановило деятельность на 1 месяц, персонал получает две трети оклада. 

«Вводя лицензии на экспорт, Минпромторг хотел ограничить вывоз свинца из России, — поясняет главный стратег аналитического департамента банка Игорь Штерн, — но внутреннему потреблению (аккумуляторное, кабельное, патронное производство) не нужно столько свинца, образовался избыток, все отечественные производители вторичного свинца столкнулись с кризисом сбыта своей продукции. 

Цены на свинец на внутреннем и внешнем рынке не очень разнятся. Стоимость одной тонны этого металла на Лондонской бирже сейчас примерно 1,96 тыс. долларов, хотя еще год назад это было 2,3 тыс. долларов (-15%). Ценность внешних рынков не в высокой стоимости, а в наличии устойчивого платежеспособного спроса. Лишиться доступа к этому рынку для российских производителей достаточно болезненно. 

Но не стоит во всем винить только нерасторопность чиновников Минпромторга, до сих пор не выдавших ни одной экспортной лицензии. Со стороны Европы тоже есть преграда — поставки свинца из России попали под запрет в пятом пакете европейских санкций. Поэтому нашим производителям, помимо усилий по получению лицензий, нужно налаживать поставки в другие страны — например, увеличивать поставки в Турцию или Сингапур». 

Плохо, когда из-за антироссийских санкций прекращает работу крупное предприятие. Но кратно хуже, если этому способствует неразворотливость своих же чиновников. Такие ситуации необходимо свести к минимуму, а еще лучше вовсе искоренить их.