Стоит ли ждать резкого роста цен на бензин?

Категория:  Доступная экономика
Ответ эксперта

На оптовом рынке повысились цены на бензин и дизельное топливо. Причинами роста стали налоговый маневр и рост акцизов. С 1 января 2018 года ставка акциза на бензин класса 5 увеличилась на 10,7%, а на дизтопливо — на 8,4%. По словам экспертов, рост цен на топливо сегодня вынуждает трейдеров или наращивать займы, или сокращать присутствие на рынке.

   
   

Рост будет. И скоро

Как считает аналитик, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин, ожидать повышения цен стоило давно, поскольку у нефтяных и транспортных компаний, переработчиков нефти и представителей розничной продажи снизилась доля прибыли. «Учитывая, что это первое повышение акцизов в течение года, намечается еще и второе, деваться некуда. Я думаю, что цены должны идти вверх, иначе все эти компании будут работать себе в убыток. В цене бензина 60% — это налоги, которые забирает себе государство, и оно постоянно эти налоги повышает. Предсказать, насколько вырастут цены, трудно. Представителей нефтяных компаний и реализаторов нефтяных продуктов то и дело вызывают куда-то и начинают требовать с них, чтобы они цены не повышали. Но на самом деле это простая арифметика, и правило здесь простое: если вы повышаете налоги, то неизбежно стоит ожидать и роста цен. Повысили налог на добычу полезных ископаемых и в год по два раза акцизы — ожидайте и роста розничных цен», — говорит Крутихин.

Сегодня нефтяным компаниям стало выгоднее продавать бензин за границу, как говорит Михаил Турукалов из «Аналитики товарных рынков». И в связи с этим привлекательность экспорта нефтепродуктов может привести не только к удорожанию топлива на заправках, но и к нехватке топлива на внутренних торгах. Пока крупные компании обеспечивают внутренний рынок топливом, но сдерживать объемы экспорта в такой ситуации они будут не готовы.

«Рост оптовых цен — это абсолютно объективный процесс. Тут в основном причина в налоговом маневре и резком скачке акцизов, который произошел за последние годы. У нас за последние три года планово и внепланово повышаются акцизы. Это привело к росту до рекордных уровней эффективности экспорта нефтепродуктов из России, в первую очередь — автомобильного бензина. Соответственно, вслед за очень выгодным экспортом бензина у нас рекордных уровней достигли оптовые цены на автомобильный бензин. Рост розничных цен, судя по последним отчетам Московской топливной ассоциации и ЦДУ ТЭК (Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса — ред.), уже начинается, и, по всей видимости, будет лишь набирать темпы, потому что сейчас практически по всей России реализация закупаемого на бирже бензина приносит убытки», — говорит Турукалов.

До +5 рублей за литр

Трейдеры предупреждают Федеральную антимонопольную службу, что на фоне роста оптовых цен бензин в рознице может подорожать на 5 рублей за литр уже к лету этого года. С таким же прогнозом по удорожанию литра бензина ранее выступил глава правления «Совета по товарным рынкам» Илья Мороз. В ответ глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что сейчас дефицита бензина в России не наблюдается и предпосылок к резкому подорожанию топлива в РФ нет.

ФАС при этом игнорирует ситуацию с оптовыми ценами на бензин на бирже, как считает Михаил Турукалов. Стоимость АИ-92 с начала года выросла на 8,84%, цена АИ-95 — на 11,96%. По мнению аналитика, нефтяники не сумели накопить достаточно бензина к началу ремонта НПЗ и теперь цены в рознице неизбежно пойдут вверх. «Ситуация с ценами меняется, и все нужно смотреть в динамике. Но я могу совершенно точно сказать, что рост розницы продолжится и мало того, он будет еще и ускоряться. Заправки находятся в глубоких убытках по автомобильному бензину. Главное, что профильные регуляторы в принципе бездействуют», — говорит Турукалов.

Смотрите также: