Со знаком минус. Впервые за долгие годы в России стали варить меньше пива

Производство пива в России впервые за много лет сократилось на 1,8%, сообщил «АиФ» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России​ Алексей Небольсин. Официальная статистика показывает рост, но это манипуляция с цифрами, уверен эксперт.

   
   

Проблемы роста

«Сравнивают статистику 2022 и 2023 годов, они отличаются тем, что цифры 2023 года включают данные новых регионов, а 2022 года — нет, — объясняет Небольсин. — По официальным данным, число производителей сократилось с 1625 до 1615 штук. Однако во вторую цифру вошли 100 пивоварен, которые работают в новых регионах. То есть реальное падение на порядок больше того, что видно из этих данных. Выпуск пива у нас за год вроде бы увеличился с 8,1 до 8,24 млрд литров пива. Однако тут тоже надо учесть продукцию новых регионов. И, если эту прибавку исключить, чтобы сравнивать сопоставимые цифры, выйдет, что мы стали выпускать на 1,8% пива меньше. Много лет отрасль росла, теперь стала сокращаться. Причем это происходит одновременно с введением маркировки „Честный знак“ на пивную продукцию. Думаю, это не просто совпадение».

Маркировка «Честный знак» используется для контроля за 16 видами продукции. Среди них минеральная вода, молочные продукты, одежда, шины и другие. Специальная марка, которой снабжена каждая единица продукции, позволяет проследить ее путь от продавца до потребителя, контролировать сроки годности, а также гарантирует, что все необходимые платежи в бюджет будут перечислены. Учет на пользу государству и контроль на благо потребителю — идея вполне благородная.

«Во многих случаях бизнес сам просил ввести маркировку, чтобы защитить рынок от фальсификата и недобросовестной конкуренции, — продолжает Небольсин. — Но у нас с 2016 года работает единая государственная информационная система (ЕГАИС), в которой вся продукция видна. Введение маркировки никакой дополнительной информации государству и защиты потребителям принести не может. Только рост цен: стоимость одной марки 50 копеек, а еще надо потратиться на оборудование, чтобы ее нанести, считать, обработать. Естественное, все эти расходы в конечном счете оплатит потребитель».

Обязательное считывание пивной маркировки на кассе должно было стартовать с 1 июля этого года. По информации Небольсина, срок перенесен на 2025 год — ни производители, ни торговля оказались не готовы к этому нововведению, из более чем 400 тысяч производителей и продавцов этого напитка на сегодня в системе зарегистрированы меньше 100 тысяч.

«Водку можно подделать, коньяк можно подделать, вино фальсифицировать, — перечисляет эксперт. — Пиво, как и сидр, подделать нельзя, их варят. Никакой необходимости в дополнительном контроле отрасли нет. Сейчас же из-за введения маркировки сокращается производство, пивовары уходят. То ли совсем, то ли с легального рынка. Пока потери не так велики, но они есть и будут увеличиваться».

Легальным не страшно

Основной причиной введения маркировки на пивном рынке стала борьба с нелегальным оборотом продукции, рассказал оператор государственной системы маркировки «Честный знак».

   
   

«Пивной рынок в России в 1 квартале 2024 года вырос в среднем на 10%, что стало результатов обеления после внедрения маркировки и запуска обязательных требований в розничном звене, — уверяют в „Честном знаке“. — За год количество производителей кег выросло на 27%, а прирост производства пива в кегах в среднем составил 56%. На сегодняшний день можно сделать вывод, что сегмент производителей полностью готов к работе с маркировкой всех видов упаковки».

По данным оператора системы маркировки, в России в 2022 году было произведено 5 млрд литров пива, что заметно меньше оценки Алексея Небольсина.

Система «Честный знак» позволяет использовать разные методы борьбы с контрафактом или некачественным товаром, объясняет оператор маркировки. Например, сбор жалоб потребителей, которые могут направлять их через мобильное приложение, уже позволил выявить конкретные магазины, где есть наибольшая вероятность купить паленку. Попадание в такой список — достаточный повод для проведения проверки бизнеса, на которые наложен мораторий. Точная и эффективная работа позволяет защищать потребителей, выявлять нарушителей и не дергать лишний раз добросовестных предпринимателей.

Еще один способ проверки — сравнение данных «Честного знака» и ЕГАИС. Они должны совпадать, а расхождения — признак возможного нарушения.

Пивная маркировка в России с 1 апреля работает в «разрешительном» режиме. Только за один месяц такого применения удалось пресечь продажи 383 тыс. литров просроченного пива и 21 тыс. литров немаркированной продукции, добавили в «Честном знаке». Полный же эффект здесь ждут после того, как пиво и его маркировку начнут отслеживать на всех этапах от производства до продажи каждой бутылки, банки или кеги.

Вопреки тенденциям

За последние годы потребление всех видов алкоголя в России, в том числе пива, растет на 5-8% год, свидетельствует глава центра исследований алкогольного рынка ЦИФРРА Вадим Дробиз. Поэтому сократиться производство из-за недостаточного спроса не могло. К тому же в последние два года многие из тех, кто раньше пил самогон и прочее подпольное спиртное, перешли на легальную продукцию: денег у людей стало больше.

«Уровень жизни семей участников СВО, работников оборонных предприятий заметно повысился, у них появилась возможность покупать качественный официальный алкоголь, — считает он. — С другой стороны, у нас было некоторое перепроизводство пива, спад, выявленный пивоварами, может оказаться просто корректировкой рынка».

Делать окончательные выводы мешает недостаток данных, продолжает Дробиз. Произведенное в новых регионах попадает в статистический учет, а проданное — еще нет. По данным ЦИК, в четырех регионах живут 4,6 млн избирателей — то есть взрослых людей, которые вполне могут быть потребителями пива. Это ощутимая часть рынка, без информации о которой составить полную картину невозможно.

«Если легальные производители против введения маркировки, которая должна отсечь недобросовестных конкурентов и упростить им жизнь, наверное, нет повода им не верить, — заключает Дробиз. — Спрос точно растет, потребление тоже. Стремительно развивается внутренний туризм, все кружки пива, которые поглощали на пляжах Кипра или улочках Праги, теперь выпивают в наших городах. Значит, и пиво у нас будет. С маркой или без — уже второй вопрос».