Смартфон всё видит. Как работает обязательная маркировка товаров

Виталий Белоусов / РИА Новости

Обязательная маркировка «Честный знак» призвана отслеживать движение продукции от производителя или импортёра до прилавка и бороться с подделками. Как система работает, выяснила корреспондент «АиФ».

   
   

Чтобы стать ревизорро, нужно установить на телефон приложение «Честный знак» и с его помощью сканировать специальный код Data Matrix с упаковки продукта. Он напоминает QR-код и выглядит как квадрат или прямоугольник с точками и полосками. Когда наводишь камеру, приложение считывает знак и выдает жёлтую надпись «код подлинный» или красную «товар не найден». Первая означает, что продукция легальная, вторая – нет.

«Приложением можно сканировать значки на упаковках и фискальные чеки и расшифровывать их значение. Можно будет посмотреть всю историю товара, срок годности (применимо, например, для лекарств и «молочки»), спецификации. В системе «Честный знак» к коду Data Matrix также «привязан» ветеринарный документ на молочную продукцию (для этих продуктов маркировка только сейчас становится обязательной), если он есть, продукция безопасна», – рассказала заместитель гендиректора «Оператор-ЦРПТ» (оператор системы «Честный знак») Вера Волкова.

Если потребители найдут нарушения в магазине, то могут написать жалобу в приложении. Напомним: обязательную маркировку ввели с 2018 г., начав с табака. Затем в систему добавляли новые и новые категории продуктов. К 2024 г. «Умный знак» должен стоять везде. Сейчас с помощью приложения уже можно проверить шубы, табак, обувь, лекарства, фотоаппаратуру, шины, текстиль и парфюмерию. 

Эксперимент «АиФ»

Найти маркировку для нашего репортажа оказалось не так-то просто. Я проверила несколько маленьких текстильных магазинчиков и один сетевой. Когда мои поиски в «Твоё» ни к чему не привели, я обратилась за помощью к сотруднице в зале. «У нас нет товаров с «Честным знаком», – ответила девушка. В небольшом магазине текстиля, принадлежащем какому-то ИП, продавали постельное бельё и шторы. На мой вопрос про «Честный знак» пожилая продавщица спросила: «А что это такое?» 

С обувью вышла странная история. В «Обувь Сити» я выбрала несколько пар сапог и решила их примерить. Когда я начала сканировать коды, продавщица сразу засуетилась и сказала, что моих размеров нет. В приложении после сканирования кода двух пар обуви в графе «Текущее состояние» появилась надпись: «Товар в обороте, ожидает подтверждения приёмки». Такой товар можно покупать. «У магазина есть 3 дня на проведение документов о приёмке товара в магазин. Он может предложить товар к продаже раньше», – объяснила Вера Волкова.

В «Смешных ценах» знак на коробках от двух ботинок не считывался приложением, а от третьей пары коробку вообще потеряли, и, кроме информации на бирке, узнать о ней что-либо ещё не представлялось возможным. Как рассказали в ЦРПТ, если знак не сканируется, это необязательно означает, что он фальшивый. «Может быть тусклый свет в помещении, плохое качество печати кода или он сформирован с нарушением технологии», – объясняет мне Вера Волкова.    
   

В магазине «Рикер Антистресс» все выбранные мною туфли «с отличием» прошли проверку приложением. Удивил магазин «Fix Price», отличающийся низким ценовым сегментом. Я не ожидала, что код на бирках тапок и кед за 55 и 199 руб. будет подлинным. А вот на майках, рубашках, пледах и трусах знаков я не нашла.

Зато в салоне меховых изделий – успех! У всех шуб с маркировками всё в порядке. Не подвели и сигареты. Их коды, мельче которых я ещё не видела, сразу определились как верные. Знаки на лекарствах тоже оказались подлинными. Но на некоторых препаратах, изготовленных до июля 2020 г., маркировки не было.

В магазинах косметики и парфюмерии коды также нашлись далеко не на всех духах. Я увидела всего несколько упаковок, на которых они стояли, – и это была самая дешёвая парфюмерия. Все знаки являлись подлинными. На дорогих упаковках они отсутствовали. Возможно, товар завезли до того, как знак стал обязательным. 

Наводишь камеру телефона на знак, приклеенный к упаковке, и он выдаёт жёлтую надпись «код подлинный» или красную «товар не найден». Фото автора

За чей счёт банкет?

С 1 июня этого года начнут маркировать сыры и мороженое, с 1 сентября – молочку сроком годности более 40 дней, а с 1 декабря – менее 40 дней. Фермерам дана отсрочка до 1 декабря 2022 г. 

Пушно-меховой отрасли, которую первой начали маркировать, система понравилась: «Проект по маркировке шуб идёт с 2016 г. Тогда нелегальный оборот товаров из натурального меха доходил до 70%. Сегодня из тени вывели более 50% продукции», – говорит президент Российского пушно-мехового союза Сергей Столбов. В сфере лёгкой промышленности, где доля фальсификата – треть от всего объёма, к маркировке относятся не столь радужно. «Маркировать товар на территории РФ можно только с применением процедуры «таможенный склад», это влечёт за собой увеличение себестоимости, а госдотации по маркировке пока не планируются», – жалуется президент Российского союза предпринимателей текстильной и лёгкой промышленности Андрей Разбродин.

Маркировка обуви стала обязательной с 1 июля 2020 г. По мнению генерального директора Национального обувного союза Натальи Демидовой, пока говорить о результатах рано, но есть над чем работать: больше 40% обуви, по её данным, появилось на рынке по «серым» схемам.

С 20 января 2021 г. стартовала добровольная маркировка молочной продукции. По словам руководителя проекта «Народный фермер» Общероссийского народного фронта и сыровара Олега Сироты, «молочники» восторга не испытывают.

«У нас уже есть регулирующая система «Меркурий». Она прослеживает движение молочки от производителя до прилавка. С помощью «Меркурия» мы практически победили фальсификат – он снизился с 40% до единичных случаев, – говорит Олег Сирота. – Чтобы внедрить маркировку «Честный знак», нужно покупать специальную этикетку и штрих-код, стоящий по 50 коп. на единицу товара, аппаратуру, которая будет считывать и забивать в систему эти знаки, и нанимать больше персонала», – поделился Олег Сирота.

«За маркировку потребителям придётся доплатить за счёт повышения цен не менее 150 млрд руб. в год», – подтверждает слова Сироты председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ.