Если смотреть из магазина
Ранее Руспродсоюз заявил, что из-за плохой погоды прошлого года сбор на пасеках принес недостаточно меда, и запасы сырья ранних сортов (каштанового и акациевого) уже закончились до обычного срока, разнотравье оказалось в дефиците уже к Новому году, а гречишный мед может весь выйти в феврале. Новость поспела как раз к Масленице, когда все в предвкушении вкусных блинов, в том числе с медом.
«Пасечник, который слышит слово „дефицит“, вполне рационально придерживает товар в ожидании роста цен, — говорит Капустина. — Подобное поведение — не обман, а стандартная экономическая стратегия в условиях неопределённости. Хотя и элемент рыночной спекуляции полностью исключать нельзя».
Принципиально важно разграничивать два понятия: физический дефицит (абсолютную нехватку продукта на полках) и ценовой дефицит (мёд присутствует, но становится менее доступным для массового потребителя из-за удорожания), продолжает эксперт. По ее оценке, мы имеем место именно со вторым вариантом.
«Полного исчезновения мёда из продажи ожидать не стоит, так как Россия остаётся одним из крупнейших мировых производителей, и даже при заметном сокращении сбора внутренний рынок будет обеспечен, — считает Капустина, — пусть и с корректировкой ассортимента в сторону менее премиальных сортов. А вот рост розничных цен на качественный монофлорный мёд (липовый, гречишный, акациевый) представляется весьма вероятным. Нет смысла сейчас скупать мёд впрок по завышенным ценам, лучше дождаться осени, когда картина с урожаем станет окончательно ясной, и рынок найдёт новое равновесие».
И с точки зрения пасеки
Прошлый год действительно был очень непростым — дожди пришлись как раз на то время, когда пчелы были готовы приступать к медосбору, поделился с aif.ru пасечник Алексей Лукьянов из Пензенской области.
«Когда медосбора нет, пчела понимает, что есть нечего, тогда улей разделяется на две части, и половина улетает на другое место — вдруг там будет лучше, — рассказывает он. — В итоге в хозяйствах, где работают по старинке, пчелиные семьи ослабли и, действительно, собрали меньше меда. Цены сразу взлетели с 1,5 до 2 тысяч рублей за килограмм. И случилась еще одна напасть — появился новый вид клещей, паразитирующих на пчелах. Он тоже нанес урон многим ульям».
Однако ситуация не настолько плоха, как кажется на первый взгляд, уверяет пасечник. Где-то пятая-шестая часть хозяйств использует более прогрессивные методы. Например, подкармливают пчел в ситуации, когда они готовы начинать медосбор, но погода к тому совершенно не располагает, применяют разные безвредные лекарства и средства защиты от тех же клещей. В результате у них или не происходит провала по сбору меда, или он минимальный. Для таких пчеловодов неудача коллег становится нечаянным благом: цены-то растут, а количество товара у них не сокращается. В результате получают хорошую выручку.
«Еще очень важна порода пчел, — продолжает Лукьянов. — Основных три: карпатка, карника и бакфаст. У первой хоботок короткий, она в плохой сезон себе еще наберет сколько надо, а для магазина ничего не будет. Карника — она более трудолюбивая, но если с погодой не повезло, то тоже многого от нее не жди. Бакфаст — пчела удивительная. Мало того, что при любой метеосводке забьет улей под завязку, так еще и людей не кусает, с ними можно без защитного снаряжения работать. Правда, стоит прилично — цена одной матки доходит до 400 евро, покупать их надо в Европе, ближе нигде не найти».
Правильный мед, собранный трудолюбивыми пчелами в удачном месте, действительно может оставаться жидким до пяти лет, свидетельствует собеседник. Хотя, если туда попадет пыльца липы или подсолнуха, такого эффекта уже не будет.
«Многие думают: поставил улья — и все, потом только приходи мед качать, но это не так, — отмечает Лукьянов. — Точнее, если делать так, то потом приходится говорить, что, мол, плохая погода была, теперь мед заканчивается. Если подойти с умом, то и меда всем хватит, и дефицита не случится, и цены останутся на нормальном уровне. Но так поступает пока очень небольшая часть пчеловодов».
За методические огрехи пчелиного промысла расплачиваться приходится покупателям магазинов. В популярной торговой сети самая дешевая баночка массой 500 граммов стоит 539 рублей. Такую же упаковку фермерского меда в интернете можно найти уже за тысячу рублей. Ну а если кто хочет отведать самого настоящего продукта из деревянной миниборти, то ему за килограмм придется выложить почти 18 тысяч рублей.