Шаурма с крыс-салатом. Что продают любителям «быстрой» еды?

Эдуард Кудрявицкий / АиФ

И это не какие-то мелкие недостатки. То, что обнаружили внезапно нагрянувшие контролёры в разбросанных по всей Москве ларьках с шаурмой, беляшами и чебуреками (специалисты вышли во все округа одновременно), может стать сюжетом для фильма ужасов. Тем более что все «находки» не только задокументировали, но и сняли на фотокамеру.

   
   

«Хит» отчёта - фото сидящей на прилавке здоровенной крысы, которая, не обращая внимания на объектив, завтракает готовыми к продаже пирожками. «Есть ощущение, что эти крысы просто ручные, не боятся людей и дружат с продавцами. А размером они как кошки - какие-то мутанты», - комментирует результаты рейда Елена Андреева, руководитель Управления Роспотребнадзора по г. Москве.

Под тухлым соусом

А как вам такое «открытие» - овощи могут попадать в шаурму абсолютно немытыми? Как правило, в палатках у метро нет водопровода. Можно, конечно, использовать бутилированную воду, только закупать её невыгодно. Куда проще налить бак из какого-нибудь ближайшего крана, и неважно, что вода - техническая. Особо экономные просто отскребают грязь от овощей ножом и сразу их шинкуют. А потом заливают всё это... тухлым соусом. «Продавцы даже не догадались спрятать банки с просроченными продуктами», - продолжает Е. Андреева.

Отдельная песня - хранение. Мясо для шаурмы мало того что без сопроводительных документов, так оно может лежать весь день на полу рядом с моющими средствами. Или над ним будет висеть куртка, в которой «повар» пришёл на работу, а рядом обоснуются и его грязные сапоги. Та же участь ждёт и остальные продукты, распиханные как попало. 

Стоит отметить, что в ларьке, площадь которого обычно не превышает 10 м², нельзя готовить хлебобулочные изделия. Они должны поступать в виде полуфабрикатов из цехов, но московские «фастфудщики» умудряются месить и раскатывать тесто везде.

После рейда в «Центр гигиены и эпидемиологии в Москве» на исследование было отправлено более 270 образцов продуктов (как сырья, так и готовых блюд), проб воды, смывов с рук персонала, оборудования и инвентаря... Самыми «грязными» оказались овощные наполнители для шаурмы - 87% всех взятых проб не отвечали нормам. Не прошли лабораторный отбор почти половина образцов кур-гриль (44,8%) и 33% проб пиццы и пирожков. В половине случаев на руках персонала и оборудовании обнаружена кишечная палочка! При этом ни у одного продавца не оказалось правильно оформленной санитарной книжки. А про то, что на работе нужно быть в форме и перчатках, многие слышали впервые. И большинство сотрудников таких палаток не смогли назвать юрлицо, на которое работают, - знают только имя «хозяина».  

Результат проверок: 18 палаток-нарушителей были сразу опечатаны, вопрос о приостановке работы 21 точки передан в суд. На предприятия наложены штрафы на общую сумму более 6 млн рублей. Даны предписания устранить все выявленные нарушения. 

   
   

Борьба за безопасность

Проверки и закрытие лавочек, где хозяйничают крысы и бактерии, продолжатся, но кроме того, столичные власти намерены пересмотреть ассортимент продукции, разрешённой к продаже в небольших точках общепита.

«К сожалению, это всё имеет системный характер. Необходимо рассмотреть ещё раз и более чётко определить критерии, что может продаваться в таких нестационарных объектах, где нет условий для мытья рук, нет условий для хранения продуктов. Предлагается жёстко закрепить вместе с Роспотребнадзором тот ассортимент, который мог бы реализовываться», - заявил Алексей Немерюк, руководитель столичного Департамента торговли и услуг. Не исключено, что ларьки с шаурмой скоро вытеснит мобильный фастфуд: так называемые фудтраки - фургончики, которые продают еду на улицах с колёс, а заправляются продуктами на больших предприятиях, где соблюдаются все санитарные нормы. А пока где можно быстро перекусить, не опасаясь за своё здоровье?

«Нужно выбирать известное юридическое лицо, обращать внимание на наличие таблички с данными о фирме, вне зависимости от того, тележка это, палатка, киоск или стационарный павильон, - советует Е. Андреева. - Также вы имеете полное право потребовать документы на продукцию, которую покупаете». Как объясняют в Роспотребнадзоре, для того чтобы пожаловаться на недобросовестный фастфуд, можно звонить по телефонам: (495) 785-37-41 и (495) 687-39-61. Заявки от москвичей рассматриваются максимум 30 дней. За это время в подо­зрительной палатке проведут проверку и сделают лабораторные исследования изъятых образцов.

Смотрите также: