Несмотря на все успехи в замещении импортных продуктов, Россия критически (по некоторым направлениям на 80-90%) зависит от иностранных семян и племенного материала. Эксперты aif.ru объяснили, что произойдет в случае резкого прекращения иностранных поставок и можно ли от этого защититься.
Генный дефицит
«Из значимых культур РФ сильно зависит от импортных поставок генетического материала в сое, подсолнечнике, сахарной свекле и кукурузе, — перечисляет директор компании „Яков и партнеры“, ключевой эксперт по вопросам сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции Алексей Клецко. — Импортная и практически вся генетика бройлеров и индейки». Впрочем, по его словам, это вовсе не означает, что отечественной генетики нет, просто она по некоторым культурам уступает зарубежной по урожайности на 20-30%.
Между тем сами селекционеры сетуют на пробелы в законах, из-за которых в их доходах образуется приличная дыра. «Современное законодательство создало условия, позволяющие субъектам малого и среднего предпринимательства не платить за использование селекционных достижений по 10 основным сельскохозяйственным культурам: пшеница мягкая, пшеница твердая, рожь, тритикале (гибрид пшеницы с рожью), ячмень, овес, просо, гречиху, горох посевной, картофель, которые в России занимают до 70% в общей площади посева, — перечисляет глава Национального союза селекционеров и семеноводов Анатолий Михилев. — Это при том, что к таким субъектам относится до 90% сельхозпредприятий». Цена вопроса, по его словам — потеря около 7 млрд руб., которые были бы далеко не лишними для наших селекционеров.
Без импортных семян
В нынешней ситуации, когда количество санкций со стороны Запада только увеличивается, возникает вопрос: сможет ли Россия выжить без импортных семян и племенного материала, если поставки внезапно перекроют?
«Формально санкции против агросектора не вводились, однако уже сейчас вопреки нормам ООН мы видим, что ряд поставщиков „в инициативном порядке“ ввели ограничения на поставки оборудования в нашу страну, — предупреждает Клецко. — Если РФ „отрубят“ от внешних семян, урожайность по некоторым культурам (в которые не входят пшеница, рожь, гречка и еще ряд важных культур, где генетика почти вся отечественная) упадет на десятки процентов». Скорее всего, по его словам, это будет означать активное замещение сои и кукурузы в комбикормах на пшеницу и рост продовольственной инфляции.
Взять и перекупить?
Специалисты компании «Яков и партнеры» в своем исследовании «Суверенная генетика для российского АПК» пришли к выводу, что одним из наиболее быстрых и эффективных способов добиться независимости в этом деле может стать покупка готового бизнеса. «Точечная покупка одной или нескольких иностранных генетических компаний, обладающих мощностями и экспертизой международного класса, способна быстро и эффективно привести к практически полному импортозамещению по ключевым сельскохозяйственным культурам, — уверены аналитики. — А вот решение задачи собственными силами может стоить на порядок дороже, займет несколько десятилетий и имеет скромные шансы на успех».
По словам Клецко, хорошим примером такой сделки может быть продажа в марте этого года мировым лидером в генетике семян — концерном KWS — своего кукурузного бизнеса в Латинской Америке местному лидеру с мировым присутствием — аргентинской GDM. В сделку вошли активы в Аргентине и Бразилии — генетический материалы, лаборатории, заводы, сеть дистрибуции. За все про все было уплачено полмиллиарда долларов — сумма немалая, но для России не запредельная.
Правда, возникает большой вопрос — допустят ли такую покупку наши противники на Западе? «В условиях текущего санкционного давления подобная крупная сделка действительно представляется непростым предприятием, — согласен Клецко. — Но сделки такого размера и влияния на экономику закрываются годами, поэтому уже сейчас можно начинать предпринимать шаги, направленные на совершение покупки». Особенно с учетом того, что альтернативы, по его мнению, реально нет.
Ранее сообщалось о том, как эксперты объяснили сообщения о скором подорожании продуктов в стране.