Производитель блефует
Елена Плотникова, «АиФ»: Елена, смысл работы вашей структуры — проверить все товары, которые нам продают. И что дальше?
Елена Саратцева: Во-первых, мы будем раскрывать потребителям результаты исследований, указывая бренды и производителей (как российских, так и зарубежных). Во-вторых, задача — разработать новые стандарты качества. В-третьих, присвоить лучшим российским товарам национальный Знак качества — сделаем это к Новому году. Например, подобному значку сертификации «Знак лебедя» доверяют жители Финляндии. В Германии уже 50 лет люди ориентируются на экспертизы национальной системы мониторинга качества.
— Вроде бы такие знаки и в России уже есть...
— Да, но финансируются они за счёт самих производителей. Мы же созданная государством система мониторинга. Кроме того, обычно знак «прилепят» — и всё, тогда как нам правительство поручило постоянно проверять товары. Если их качество ухудшится в какой-то момент, то потребитель об этом узнает.
— И всё же зачем нужны новые стандарты, если у нас уже есть ГОСТы?
— ГОСТы давно — дело добровольное. И часто производители выпускают продукцию по своим техническим условиям, ставя на упаковке пометку «ГОСТ». Это блеф. Есть и другая проблема: сегодняшние ГОСТы имеют мало общего со строгими советскими, они много раз переписаны. Новые стандарты, которые мы разрабатываем, готовятся ведущими отраслевыми экспертами страны, обществами по защите прав потребителей и пр. И эти нормативы будут более жёсткими.
Обижают малышей
— Первое, что вы проверили, — детские вещи. Хотя, казалось бы, самая острая проблема сейчас с качеством продуктов питания...
— Дети, особенно младенцы, — социально значимая категория. Мы закупали комбинезоны первого слоя, обувь, в которой малыши делают первые шаги, и махровые полотенца. Кстати, одежду и обувь испытывать гораздо сложнее и дороже, чем еду. Например, чтобы узнать, какую обувь носят наши дети, нужно поместить её на сутки в термостат, удалить все пряжки и внешние элементы и только потом уже исследовать.
— Какими же оказались результаты?
— Самое проблемное — обувь для первых шагов, 19-22-й размеры. Каждая сандалия тяжелее, чем надо, в 1,5 раза! Ребёнок, который только начинает ходить, делает до 20 тыс. шагов в сутки. И представьте, если эти шаги ему будет утяжелять обувь. Производители хитрят: они обязаны писать на сандалиях, «летние» они или «повседневные», потому что их вес по стандартам существенно различается. Но пишут просто «обувь детская». Чуть лучше ситуация с комбинезонами, но и тут встречались варианты, где вместо 100%-ного хлопка в одежде для новорождённых (!) было использовано 50% искусственного волокна.
Обманщиков должны знать
— У нас множество органов отвечает за потребительский рынок: Роспотребнадзор, Росстандарт, теперь и вы. Но все только констатируют, что производители плохие. А делать-то что?
— В нашей компетенции — проинформировать о результатах проведённых исследований, как положительных, так и отрицательных (кстати, двое из производителей, чья обувь для младенцев не прошла испытания, обратились к нам за протоколами и провели внутренние расследования, разобрались, почему подошва и подкладка такие тяжёлые), а также передать информацию в Роспотребнадзор. Там должны штрафовать нарушителей. Но суммы штрафов, конечно, смешные — об этом говорят все.
— Что проверяете сейчас и где искать результаты этого?
— Сейчас в лабораториях исследуются подсолнечное масло — рафинированное и нерафинированное, майонез, поваренная соль, красная икра, пресервы из сельди и филе трески. Результаты сразу публикуем на нашем сайте — www.rskrf.ru.
— Вы сами как делаете покупки?
— Я привыкла всегда читать этикетки. Могу долго стоять перед полками, пересмотреть весь товар и не выбрать ничего, даже если мне нужен этот товар.
— Давайте конкретнее: хороший сыр, например, вы сейчас где находите?
— Я покупаю сыр из Башкортостана. Кстати, в Уфе в торговых сетях специально выделены полки для товаров, «сделанных в Башкирии». И местные ориентируются как раз на это выделение. Смысл моей работы — чтобы «сделано в России» стало гарантией качества.