Сами с усами. Почему каждый третий презерватив в России - контрафактный

Не всякая противозачаточная «резинка» сегодня одинаково полезна... © / Reuters

Мошенники добрались до сокровенного – в Москве накрыли дельца, пытавшегося продать 7 тысяч пачек поддельных презервативов. Что происходит на этом деликатном рынке, как отличить подделку от оригинала – выяснял «АиФ».  

   
   

Где скрылся спрос

Продажи презервативов в аптеках были велики вплоть до 2021 года. А потом начали падать. В первые 2 месяца 2024‑го объёмы продаж «изделия № 2» стали минимальными за 5 лет: 3,1 млн упаковок против 4,8 в том же периоде 2020‑го – спрос упал на 35,4%.

Нажмите для увеличения

Народ стал меньше предохраняться и рождаемость вот-вот пойдёт вверх? «Продажи презервативов не влияют на демографию, – разочаровывает социолог, доцент Липецкого филиала Финуниверситета при правительстве РФ Тимофей Башлыков. – Рост числа деторождений в РФ прекратился в 2016 году, с тех пор оно падает. А незащищённый половой акт часто приводит не к рождению ребёнка, а к аборту».

Да и статистика от аптек не даёт полной картины. Люди всё чаще (почти на 25%) берут контрацептивы в магазинах и на маркетплейсах. Основные потребители – россияне от 18 до 50 лет (60% – мужчины). «Это и молодёжь, живущая одним днём, и примерные семь­янины, – отмечает глава компании P5S Дмитрий Коробицын. – А 90–95% презервативов – импорт из Китая, Малайзии, Таиланда и Японии».

Между тем и в РФ есть два предприятия, выпускающие их, – во Владимире и Армавире. При желании они могли бы нарастить производство. Но кому это нужно? Львиную долю рынка застолбили ино­странцы во главе с британской Reckitt Benckiser. Несмотря на санкции, уходить они не собираются.

Кто не так тянет резину

При этом контрафактным в РФ оказывается почти каждый третий из ввозимых презервативов. Поддельные резинки могут рваться при использовании, смазка в них бывает небезопасна для здоровья. 

«Производство это высокотехнологичное и дорогое, без спецоборудования сделать подделку практически невозможно, – считает гендиректор аналитической фармкомпании DSM Group Сергей Шуляк. – Здесь скорее речь о неправомерном использовании чужих товарных знаков». Презервативы известных брендов делают на подпольных фабриках, пренебрегая надёжностью. «Обычно каждая партия презервативов проходит проверку на без­опасность, прочность, растяжимость, отсутствие микроразрывов, – перечисляет Дмитрий Коробицын. – Но не у «подпольщиков», поэтому в рознице подделки стоят в 3–5 раз дешевле оригиналов».    
   

Низкая стоимость и поможет их распознать, а внешние признаки – едва ли: упаковка бывает идентичной. Ввозят такой левак, кстати, всё из тех же Китая, Малайзии и Таиланда.

85% рынка – это классические (гладкие), структурированные (с точками) и рельефные (ребристые) презервативы. Ещё 15% делят между собой «экзотические» виды – XXL, ультратонкие, ультрапрочные, с ароматом, с усиками, пролонгирующие, светящиеся… Но чаще подделывают именно ходовой товар, не экзотику.

Власти наведут порядок на этом рынке с помощью эксперимента по маркировке. Такой знак должен быть на качественных презервативах с 1 сентября. Коллаж АиФ

Откуда пошло название «изделие № 2»?

«Первым заводом по производству презервативов в СССР был Баковский завод резиновых изделий, – говорит историк, преподаватель Горчаковского лицея ­МГИМО Алексей Захаров. – Он начал работу в 1936 году и имел оборонное значение, поскольку «изделием № 1» были противогазы. Изначально презервативы выпускали нескольких размеров – от 1 до 3, отсюда и вторая версия возникновения понятия «изделие № 2» – это средний и самый массовый размер презерватива. В ­1981-м приняли новый ГОСТ и вместо размера стали указывать «тип» (А, Б, В), чтобы не смущать покупателей. В 1980-е завод производил уже более 200 млн презервативов в год, они продавались в каждой аптеке и стоили от 2 до 4 копеек. Это был почти единственный доступный способ избежать нежелательной беременности».