Неожиданный всплеск спроса на отечественную технику может появиться уже весной 2024 года. Правительство рассматривает предложение, согласно которому маркетплейсы обяжут первые 50 поисковых строк отдавать российским или белорусским товарам. А крупные сети магазинов электроники должны будут «выделять полку» для отечественных товаров. Как это сместит спрос — в материале aif.ru.
Нерыночные методы
Правительство планирует ввести обязательный минимум ассортимента российской электроники в офлайн и онлайн-магазинах. В случае принятия, закон вступит в силу 1 марта 2024 года. Список товаров пока не определен. Крупные маркетплейсы и торговые сети уже начинают заключать соглашения с отечественными производителями электроники.
Однако, товар, который навязывают с помощью нерыночных методов, означает, что люди его выбирают недобровольно, уверен независимый финансовый консультант, эксперт по экономике и финансам Виталий Калугин. «Административные методы давят не только на продавцов, но и на покупателей, которые могут считать такой товар некачественным. Это давление является показателем того, что российские и белорусские производители не умеют вкладываться ни в рекламу, ни в качество для того, чтобы товар стал конкурентным. Спрос будет продиктован всего лишь административным указанием. Или даже „псевдороссийскую“, потому что большинство бытовой техники в России только собирается. По поводу цен — скорее всего, эти товары будут дороже, потому что когда „тебя“ продвигают на административном уровне, нет смысла бороться по правилам конкурентного рынка. Принудить, конечно, можно, но как долго это продлится — большой вопрос», — объясняет эксперт.
Поддержка для своих
Конкурентоспособность российской продукции ниже китайской, уверены эксперты.
Однако, не весь товар, который продается на маркетплейсах, из Китая, уточняет эксперт по электронной коммерции и маркетплейсам Константин Нецель. «Думаю, это сделано для того, чтобы поддержать свое производство, чтобы была возможность реализации нашего товара. Потому что совсем недавно WB вышел на Китай, а значит, все товары по хорошим ценам будут напрямую идти из Китая. Чтобы совсем не убить российских предпринимателей, решили дать место для реализации собственного производства. Будет ли спрос? Тут, наверное, дело даже не в этом. Так как предприниматели со своим товаром будут выше в поисковой системе, чем китайский товар — срабатывает эффект манипуляции», — объясняет эксперт.
Законопроект подготовлен в целях повышения конкурентоспособности российских потребительских товаров. Однако, по мнению аналитика Калугина, спрос, возможно, вырастет только на первом этапе. «Но со временем, когда люди поймут, что к чему, просто будут проматывать эти 50 строчек на маркетплейсах и дальше выбирать нужный товар. Оптимальным вариантом помощи отечественному производителю была бы поддержка, направленная на производство качественных товаров по низкой цене», — объясняет специалист.