Пробка в потолок. В России готовятся изменить ценники на алкоголь с 1 мая

sergeyryzhov / istockphoto.com

Решение об изменении акцизов на отечественные игристые вина, включая шампанское, принято окончательно. Готовились к этому событию и производители, и продавцы ударно: первые резко увеличили производство, вторые — делали запасы. Эксперты aif.ru объяснили, как могут измениться ценники после 1 мая, когда новые акцизы вступят в силу.

   
   

Какие наши ставки

Итак, Госдума окончательно приняла 9 апреля новые ставки акциза на винодельческую продукцию. Главное в законе — он подразумевает снижение ранее предложенной ставки акциза на игристые вина, включая российское шампанское, на уровне в 141 руб. за литр. В итоге акциз на эту продукцию с 1 мая по 31 декабря 2024 года включительно составит 119 руб. за литр, с 1 января по 31 декабря 2025 года — 124 руб. за литр, а с 1 января по 31 декабря 2026 года — 129 руб. за литр.

В том, что цены изменятся в сторону повышения, практически никто из отраслевых экспертов не сомневается. Вопрос состоит лишь в том, какие категории вин и на сколько именно подорожают.

«Процедура повышения цен на любом рынке в условиях инфляции неизбежна, — считает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. — Но чем более планово и регулярно повышения цен проходят, тем лучше. В прошлом году цены индексировали далеко не все российские винодельни, так что в целом нынешнее повышение во многом — отложенное прошлогоднее».

В свою очередь, директор Всемирной организации винного туризма по России Леонид Попович считает, что точно сказать, как именно изменятся цены на вино, сказать практически невозможно. «Все эти прогнозы на данную тему — гадание на кофейной гуще, — говорит он. — Надо просто подождать вступления в силу акцизов и посмотреть, как будет развиваться ситуация и какое решение наше правительство примет по импортным пошлинам на вино».

Что касается цен, то, по его словам, Центробанк РФ установил ставку рефинансирования на уровне в 16%, так что вокруг этого показателя и будут вращаться все цены, которые меняются на все, а не только на винодельческую продукцию.

   
   

Винное ограничение

С тем, что прогнозы делать сложно, согласен и глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Впрочем, по его словам, одно можно сказать точно: переход к новым ценам в любом случае будет постепенным благодаря запасам вина по старым акцизам, сделанным виноторговцами.

«Если говорить более конкретно, то недорогое российское вино, которое сегодня стоит около 200 руб. за бутылку, будет стоить примерно 300 руб., — считает Дробиз. — Вторая категория — обычное импортное вино, но не европейское, а от таких производителей, как Абхазия, Грузия, ЮАР, Чили и другие. На них действует только ставка акциза, поэтому их вино, которое стоило 400-450 руб., будет стоить на 100-120 руб. дороже — в пределах 500-600 руб.».

Но это, по его словам, чисто арифметические предположения, потому что, если эти производители увидят, что конкуренты из «недружественных» стран дорожают сильно, они могут не удержаться от соблазна и тоже поднимут свои цены.

Наконец, собственно европейские вина. На их стоимость будут влиять два фактора: во-первых, импортные пошлины, которые были введены еще с 1 августа 2023 года, а во-вторых, эти самые новые акцизы с 1 мая.

«Запасы ввезенных вин из Европы по старым пошлинам уже заканчиваются, и скоро они должны выйти на рынок, но уже с другими ценниками, — отмечает эксперт. — То есть, например, если в августе прошлого года бутылка доступного европейского вина стоила 300-350 руб., то в начале июня этого года она приблизится к отметке в 600-700 руб. или чуть выше. И надо отметить, что это очень дорого для России. Его могут себе позволить лишь 20% населения. Поэтому основная масса вина (около 75%) у нас — в категории до 500 руб. за бутылку».

Опять же, как уточняет Дробиз, это опять всего лишь предварительные и оценочные прогнозы. Потому что о том, как все будет на самом деле и на сколько производители поднимут в итоге цены, сейчас сказать сложно. Продавцы тоже будут соревноваться в том, как не потерять рынок и удержать покупателя. В том числе и за счет сдерживания цен любыми доступными способами. По крайней мере, торговые сети, которые становятся сейчас одними из главных импортеров, будут стараться сделать все, чтобы вино было дешевле.

Ранее сообщалось о том, на сколько хватит вина в стране по старым акцизам.