Страны G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония), с примкнувшими к ним Швейцарией, Австралией и Евросоюзом еще в декабре 2022 года ввели предельную цену в 60 долл. за баррель, выше которой никто не должен покупать российскую нефть. Таким образом санкционеры намеревались ограничить доходы России от нефтеэкспорта, одновременно не допуская дефицита сырья на мировом рынке. Ограничения возымели эффект сразу после их введения, покупатели требовали значительные скидки на нашу нефть, но, переориентировав поставки, мы адаптировались к новым реалиям, теперь продажи ведутся по фактически рыночным ценам, со значительным превышением ценового потолка. По данным Минэкономразвития, в феврале средняя цена на российскую нефть составила 69 долл. за баррель.
«Потолок цен на нашу нефть, установленный западными странами на уровне 60 долл. за баррель, не соблюдается, мы продаем в основном дороже, — уверен Валерий Андрианов. — Фактически скидка в цене на нашу нефть, ранее достигавшая 25 долл. за баррель, на текущий момент уже исчезла, разница цен между нашей маркой Urals и эталонным сортом Brent определяется не искусственными ограничениями, вызванными санкциями, а естественными техническими характеристиками, как это и было ранее».
Теперь власти стран «большой семерки» намерены еще ниже опустить уровень потолка цен. На прямой вопрос журналистов, обсуждается ли такая идея, «короткий ответ — да», — отреагировал помощник госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Джеффри Пайатт. Пока неизвестно, до какого значения власти западных стран хотят опустить планку предельных цен на нашу нефть, но ранее американские СМИ сообщали об инициативе Украины установить предел на уровне 30 долл. за баррель.
Даже если решение о снижении ценового потолка будет принято, на Россию это существенного влияния уже не окажет. «Для нас возможное снижение предельной цены серьезного, прямого значения иметь не будет, — уверен Андрианов. — Ужесточение санкций нужно властям западных стран в первую очередь с политической точки зрения, тем самым они демонстрируют, что продолжают прилагать усилия по сдерживанию России».
Вместе с тем сокращение лимита цен все же будет сопряжено с определенными издержками для нашей страны. «Некоторые контрагенты воспользуются ситуацией, будут выторговывать лучшие условия для себя, скидки в цене, — допускает Андрианов. — Это не будет иметь массовый и долгосрочный характер, но такие потребители, как, например, Индия, скорее всего, потребуют каких-то преференций. Такой эффект сохранится недолго, избытка нефти на мировом рынке нет, цены находятся на стабильно высоком уровне, но в первое время после возможного снижения потолка цен нам все же придется столкнуться с некоторыми сложностями в отдельных странах — покупателях нашей нефти».
Ранее aif.ru рассказывал о попытках США ужесточить контроль за соблюдением третьими странами правила потолка цен на российскую нефть.