Алкогольное будущее России — в виски, джине и роме. Так эксперты aif.ru прокомментировали динамику розничных продаж коньяка и водки. Аналитики уверены, что «коньячный пик» в стране давно пройден.
Впрочем, скоро для российских любителей коньяка наступят еще более трудные времена. Дело в том, что в 2021 году в нашей стране принят новый стандарт, по которому с 2028 года отечественные производители должны будут полностью перейти на производство коньяка только из российского винограда. Но его на всех не хватит: Вадим Дробиз утверждает, что сегодня лишь 20-25% этого напитка производится из собственного сырья, все остальное — из зарубежных дистиллятов. В результате эксперт ожидает, что данный рынок обвалится минимум в три раза, и изменить эту ситуацию уже практически невозможно.
«Несмотря на то, что государство дало производителям семь лет для переходного периода, этим временем практически никто не воспользовался, — считает Дробиз. — Между тем, вновь посаженному винограду необходимо четыре года, чтобы вырасти и начать плодоносить в промышленных объемах, плюс как минимум три года длится выдержка коньячных спиртов в дубовых бочках — как раз семь лет и получается. Вместо этого российские предприятия решили перейти на выпуск виски, это гораздо проще и быстрее».
Эксперт полагает, что изменение ситуации практически никак не скажется на конечном потребителе. Дробиз даже не ожидает роста цен вследствие сокращения предложения на рынке: по его мнению, россияне просто перейдут на другие крепкие напитки.
«Взятки будут давать не коньяком, а российским виски — была бы „красивая и богатая“ упаковка. А истинных ценителей у нас практически нет: хоть что-то понимают в коньяке не более 5-10% потребителей. Для всех остальных он является только лишь показателем высокого потребительского статуса. Знатоками не являются даже многие профессиональные сомелье. Это доказывают многочисленные закрытые дегустации, в которых дорогие коньяки наливали в бутылки из-под дешевых сортов и наоборот — и практически никто не ощущал разницы», — улыбается эксперт.
Руководитель аналитической группы «Алкоэксперт» Юрий Юдич полностью согласен с тем, что в России коньяк — всего лишь дорогая водка. «По сути, этот напиток в России является премиальной частью водочного рынка, когда „на каждый день“ покупается водка, а коньяк — для особых случаев. Так что рост коньячного потребления может опережать рост потребления „беленькой“, но это вовсе не говорит о том, что россияне пьют коньяка больше водки. Напротив, статистика свидетельствует, что водочный рынок в пять-шесть раз крупнее по объему продаж — эти рынки сравнимы лишь в денежном выражении, поскольку минимальная цена коньяка выше», — говорит он.
При этом эксперт вообще не видит тенденции к росту коньячного потребления, о котором говорят данные Росалкогольтабакнадзора. По его мнению, мы имеем дело лишь с сезонными колебаниями, а своего пика этот рынок достиг еще лет восемь назад: он заметно рос вместе с благосостоянием населения в так называемые «тучные годы».
«В последние же годы стабильно увеличиваются производство и продажи других крепких напитков: джина и рома, особенно с разными ароматизаторами. Зайдите в любой супермаркет и увидите массу разноцветных крепких напитков со вкусом различных фруктов, ягод и даже овощей — вплоть до „огуречного“ джина. Российского джина сегодня насчитывается добрых полтора десятка сортов. Люди хотят купить что-нибудь „вкусненькое“, а современная молодежь и вовсе предпочитает слабоалкогольные напитки: такие, например, как коктейли „джин-тоник“, „ром-кола“, „виски-кола“».