Он- или офлайн? Где выгоднее закупаться – в магазинах или на маркетплейсах

По итогам 2023 года выручка 10 крупнейших торговых сетей составила 9,1 трлн­ рублей, притом что лишь три маркетплейса за тот же период заработали больше 1,1 трлн.

   
   

Если раньше мы вынуждены были долго ходить по магазинам и выбирать из того, что лежит на полках, то сейчас многие первым делом лезут в телефон. Корреспондент «АиФ» решила проверить, можно ли прожить день без покупок в сети и насколько это будет дороже.

Список покупок

С утра в моём списке дел было всего три пункта: купить светильник на балкон, продукты для ужина и билеты на концерт. Но жизнь, как это часто бывает, начала подкидывать дополнительные задачки. Дочке срочно потребовались новые босоножки для детсада и белая футболка для физкультуры. А ещё она объявила, что хочет помаду с «Ми-ми-мишками». В любой другой день я полезла бы искать всё это на сайты маркетплейсов, но не сегодня.

Начать решаю со светильника: в квартире заканчиваем ремонт, пришло время сделать её светлее. Иду на строительный рынок, что в 15 минутах пешком от дома. Настенно-потолочный диодный светильник не более 15 сантиметров в высоту нашёлся на витрине в единственном экземпляре по цене 950 рублей. Его и упаковали в пакет, даже без коробки. Проверила потом в интернете: там такой стоит всего 400 рублей. В отзывах рекомендуют заказывать сразу пару, на случай, если один сгорит.

Нажмите для увеличения

Ужин офлайн

Первый же промах с «живой» покупкой меня не останавливает — раз уж решила на день отказаться от интернет-покупок, буду продолжать. На очереди — приготовление картофельной запеканки на ужин. Иду в супермаркет и беру по списку всё, что требует рецепт. На кассе выходит 1083 рубля.

Для контроля собираю точно такую же корзину в онлайн-приложении того самого супермаркета (доставка от 500 рублей у них бесплатная). По стоимости товаров всё то же самое, но плюсом идёт сервисный сбор —

23 рубля. Итого — 1106. Подходящих промокодов нет — все они только для первого заказа, и это немного утешает. Значит, сэкономила.

   
   

Дети и развлечения

Теперь пробую купить два билета на концерт. В интернете каждый стоит 3300 рублей, из которых 300 — сервисный сбор. Возможно, в кассе стадиона стоимость ниже? Чтобы проверить это, пришлось по­тратить по 76 рублей на проезд туда-обратно. Оказалось, что при покупке офлайн сервисный сбор платить тоже надо — отдала в итоге те же 6600 рублей, но переплатила за проезд.

Дальше — детский магазин. Крупный, с очень известным названием. Там удалось найти подходящие повседневные туфли за 599 рублей. Что-то сопоставимое на маркетплейсе продают минимум за 1,3 тыс. — не зря ездила!

Футболка белая там же — 399 рублей (пришлось взять для мальчика, так как она при прочих равных на 100 рублей дешевле). Увы, на маркетплейсе аналогичный товар стоит 241 рубль. Но пока я всё равно в плюсе.

Покупка бальзама для губ с «Ми-ми-мишками» оказалась задачей со звёздочкой. Обошла три детских магазина и три аптеки — нет такого! И наконец в четвёртой нашла. Причём за 91 рубль, на маркетплейсах такая вдвое дороже — 180 рублей.

Выгода — посередине

В целом потери можно считать некритическими. А вот если бы я заранее посмотрела, что и где можно выгоднее купить, экономия уже превысила бы 1600 рублей! Хозяйке на заметку, так сказать.

«Покупка на маркетплейсе действительно кажется проще и удобнее, — объясняет мне доцент РЭУ имени Плеханова Людмила Голощапова. — Вы не тратите время и деньги на дорогу, хождение по торговым залам, не обрываете руки под тяжестью сумок. Заказал — получил. Но финансово это не всегда бывает выгодно».

На маркетплейсах, по словам эксперта, стоит покупать бытовую химию, игрушки, товары для творчества, несложную бытовую технику, косметику, товары для красоты и здоровья, книги. А вот за едой лучше зайти в сетевой магазин у дома. Заказывать там же онлайн имеет смысл, если есть промокод. Сервисы же по доставке еды, которые предлагают маркетплейсы, сильно завышают цены и не дают выбрать именно тот товар, который вам хотелось бы, отобрать качественные фрукты и овощи.

Одежду эксперт рекомендует приобретать на оптовых рынках — именно там закупается большинство поставщиков маркетплейсов. Это значит, что можно не только взять вещь без наценки, но ещё и поторговаться. А также сразу примерить обновку и убедиться, что это нужный размер и фасон.

Парфюмерию брать на маркетплейсах стоит тогда, когда вы заказываете один и тот же аромат несколько раз и уверены, что поставщик не продаёт подделку. В остальных случаях лучше зайти в парфюмерный и проверить всё собственным обонянием.

«В целом же всё зависит от конкретного товара, — заключает эксперт. — Если есть время, лучше пройтись по магазинам, по­смотреть, сколько стоит нужная вещь там, а сколько — в интернете, и сделать выбор.

Но если экономия личного времени для человека важнее, то никакие минусы онлайн-покупок не смогут его переубедить».

Взгляд из Заполярья

— Пункты выдачи заказов маркетплейсов у нас есть, а магазинов всем известных сетей нет, — рассказывает жительница Норильска Инна Михайленко. — Сети у нас местные, с собственными акциями и программами лояльности, но в них всё равно всё стоит дороже, чем на материке. Фрукты и овощи даже летом дорогие, хотя по сравнению с зимними эти цены — просто мечта. Летом доставка идёт по Енисею, а зимой только самолётом. И доставка в любом случае дорогая — везти далеко. Недавно я хотела заказать на Wildberries галошницу за 4 тыс. рублей, но доставка потянула на 8 тыс. То есть всего надо было выложить 12 тыс. — в 3 раза больше! Проще купить в местной мастерской — там похожая стоит 8–10 тыс. рублей. Некоторые поставщики пишут, что доставка якобы бесплатная, но в реальности они просто завышают стоимость товаров. Так что обычно люди стараются закупаться в отпуске на материке. Летят на отдых с пустым чемоданом и набирают в него всё, что могут увезти.