Новые условия: как лесная промышленность встретила 2022 год

Фото: Даниил Маевский © /

Пять лет давалось российскому лесопромышленному комплексу на модернизацию для перехода на глубокую переработку и выпуска конкурентноспособной продукции. Тех же, кто не хотел вкладываться в развитие, ждал таможенный шлагбаум и закрытие. Но многих лесопромышленников Приморского края из-за чиновничьей бюрократии от убытков и банкротства не смогли спасти даже миллиардные вложения в модернизацию производств. 

   
   

Вот так новость!

Напомним, крупный скандал развернулся аккурат год назад 31 декабря 2020 года, когда Рослесхоз прислал в адрес минлесхоза Приморья предписание срочно принять исчерпывающие меры по признанию недействительными договоров аренды лесных участков, заключенных министерством на новый срок без проведения торгов. Причиной незаконности заключения договоров аренды, отраженной в Акте проверки, является то, что при приведении в 2008 году в соответствие с «Лесным кодексом» договоров аренды, сроки действия изменились по сравнению со сроками, указанными в первоначальных договорах аренды. 

Основанием для предписания Рослесхода, как выяснилось, стали акты внеплановых выездных проверок от 26 апреля 2019 года № 29 и 6 декабря 2019 № 71 по 82 договорам аренды, которые организовал руководитель департамента лесного хозяйства по ДФО некий Сергей Павлов, который, как выяснится гораздо позднее, регулярно проводя комплексные проверки регионального министерства на протяжении почти 10 лет почему-то не замечал каких-либо нарушений. Да и действия Рослесхоза тоже несли весьма странный характер, особенно если учесть, что на момент рождения предписания актам было уже больше полутора лет. 

К июню 2021 конфликт настолько зашел в тупик, что грозил полным коллапсом лесопромышленного комплекса региона, который для Приморья является одним из бюджетообразующих. Помимо этого, десятки лесных предприятий исторически располагаются в удаленных районах, являются фактически градообразующими и слухи об их закрытии моментально стали причиной крайней социальной напряженности в крае. 

Первыми забили в набат в общественном совете Рослесхоза. Именно там увидели в проблеме одного региона «нехороший прецедент» для всей лесной промышленности страны. В Аналитическом центре при Правительстве РФ тоже усмотрели в «странных манипуляциях» департамента и Рослесхоза чей-то злой умысел, который в итоге мог негативно отразиться на всей отрасли в целом. 

«Я погружен в эту тематику, и это не просто прецедент, а намеренно созданная ситуация, которая позволяет использовать несовершенство российского законодательства для выстраивания долгоиграющих коррупционных схем и создает угрозу формирования неблагоприятных социальных инцидентов. А мы понимаем, что в Приморье и в ДВ лесная отрасль является кормящей основную часть населения и несущей серьезную социальную нагрузку, — высказывает свое экспертное мнение советник Руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, заслуженный эколог России, Андрей Пешков. — На примере Приморского края были созданы условия не просто для блокирования хозяйственной деятельности добросовестных лесопользователей, но и создание условий, для рейдерских захватов. У меня складывается личное предощущение, что имеется, возможно, заинтересованность и превышение полномочий. Сейчас ситуация находится на контроле Аналитического центра Правительства РФ, и мы намерены с этим разобраться». 

Фото: Shutterstock.com

Бегство с поля боя 

В августе 2021 в ситуацию вмешался лично вице-премьер РФ, полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев, который как никто знает все о природопользовании, так как в период с 2007 по 2012 год занимал должность отраслевого министра и именно при нем разрабатывался новый алгоритм работы с лесопользователями. 

   
   

«Если Рослесхоз произвел неправильные действия, что привело к нанесению убытков региону и бюджету, то они за это должны ответить», — прокомментировал 18 августа 2021 года ситуацию Юрий Трутнев.

Реакция Рослесхоза тогда была весьма интересной. Сергей Павлов, закрутивший весь этот клубок, незамедлительно попросил отставки. Произошли кадровые изменения и в других ведомствах. Только вот, как это изменило ситуацию в Приморье и как быть с десятками судебных процессов, которые уже запущенны? Видимо с этим уже придется разбираться новому руководителю департамента лесного хозяйства по ДФО. 

Максим Сироткин не стал избегать встреч со СМИ и оказался гораздо коммуникабельнее своего предшественника. 

«В регионе уже проведен ряд рабочих встреч с профильным министерством. Выработана стратегия в рамках действующего законодательства для решения сложившейся ситуации. Могу сказать одно, в том, что произошло, виноваты исключительно чиновники, и, прошу заметить, министерство с этим согласилось, поэтому теперь нам предстоит совместно привести все в надлежащее соответствие. В части некорректного ведения материалов лесоустройства тоже пришли к определенному согласию, причем Департамент принял решение отложить судебные разбирательства, чтобы лесопользователи имели возможность в рабочем порядке снять все замечания, — отмечает положительную динамику в разрешении конфликта новый руководитель департамента. — Нам удалось достичь нормальных рабочих отношений, пошел документооборот и предоставление документации. Мы оказываем консультативную помощь министерству и до следующей комплексной проверки даем возможность устранить все замечания. Были встречи и с лесопользователями, которые, на мой взгляд, полностью являются потерпевшей стороной в данной ситуации. Но надеемся, что в течение полугода ситуация нормализуется».

Общественный контроль продолжается

Руководство региона тоже активно следит за развитием ситуации, оно и понятно, ведущее отраслевое направление края, да к тому же и с большой социальной нагрузкой. 

«От динамичной работы предприятий лесной отрасли у нас, с учётом специфики расположения этих предприятий, зависит благополучие целых населённых пунктов, районов. Поэтому, видя и слыша запросы бизнеса, мы видим за ними нужды жителей. В этом году нам удалось устранить копившиеся годами юридические противоречия в отрасли. Для того, чтобы приморские компании могли строить планы на будущее, развивать предприятия. В том числе, перезаключать на новый срок договоры аренды — мы знаем, что именно этот вопрос был особенно волнующим. Напомню, что бюрократические препоны не позволяли арендаторам оперативно решать вопросы продления аренды. Но выход из ситуации найден. Уже объявлены первые пилотные конкурсы по лесным участкам. Продолжаем снимать и обязательно снимем оставшиеся барьеры. Это только начало и нам еще предстоит большая работа. Работа в интересах отрасли», — отметил в общении с «АИФ» Олег Кожемяко, губернатор Приморского края

Однако в отличие от чиновников лесная общественность региона и России в разрешение конфликта все же пока верит со сдержанным оптимизмом. 

«На наш взгляд, ситуация пока еще окончательно не разрешилась, мы держим руку на пульсе, и первое заседание общественного совета в начала июня фактически дало ход тому, что на проблему обратили внимание. Теперь на каждом очном заседании мы эту тему мониторим. И уже 4 совещания было этому посвящено, — акцентирует председатель общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства (Рослесхоз) Владимир Морозов. — Немного беспокоит позиция федерального агентства лесного хозяйства в части все же привлечения к ответственности тех, кто был причастен к созданию конфликта и по факту воспользовался своим должностным положением, чтобы скрыть какие-то иные интересы. Не дана также оценка существующим юридическим коллизиям. Мы хотели бы чтобы выводы были сделаны правильные, поэтому в 2022 году проверим и все другие департаменты Рослесхоза по федеральным округам на предмет осуществления своего надзорного функционала. Ситуация с Приморьем показала, что общественный контроль и привлечение федеральных СМИ дают соответствующий результат, думаю, что будет правильно идти тем же путем в тех ситуациях, когда требуется общественная оценка происходящего. На первое заседание 2022 года, которое пройдёт 14 января в общественной палате России, мы уже пригласили нового руководителя департамента, с ним контакт налажен, он производит впечатление человека дела и заслушаем, что за это время ему удалось сделать. И узнаем мнение лесопромышленников, как на их взгляд продвигается решение этой проблемы.