Невиртуальная битва. Интернет-продавцов могут лишить налоговых льгот

Набирающие популярность в России торговые интернет-площадки (маркетплейсы) могут лишить ряда льгот, чтобы уравнять их в правах с традиционными торговыми сетями и магазинами. Эксперты aif.ru объяснили, почему растет поток претензий к интернет-торговцам и как будет развиваться ситуация.

   
   

Всем поровну!

Сейчас маркетплейсы имеют возможность получить кредитные целевые средства на привлекательных условиях — около 3% годовых, льготы по уплате страховых взносов, льготы по налогу на прибыль и НДС. Такая ситуация не устраивает представителей традиционных форм розничной торговли — торговые сети, магазины и т. д. Отсюда предложения «навести порядок» в этой сфере.

По мнению экспертов, ситуация в стране меняется довольно быстро, так что изменения необходимы. Однако необходимо соблюсти некую «золотую середину» в этом вопросе.

«Достаточно долгое время между онлайн и офлайн торговлей было установлено равновесие — продажи онлайн потихонечку росли, а люди, привыкшие к личному контакту перед покупкой, часто использовали офлайн магазины, где можно ознакомиться с ассортиментом, а непосредственную покупку совершали уже онлайн, где зачастую были более выгодные ценовые предложения, — отмечает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г. В. Плеханова Николай Перепелкин. — Но с началом пандемии потребительское поведение изменилось — даже те, кто не был готов к виртуальным покупкам, были вынуждены привыкать и вырабатывать навыки онлайн шопинга. А с течением времени все более активную роль в покупательской активности начинают играть «молодые активные потребители», для которых цифровое взаимодействие выглядит более естественным и удобным».

При этом претензии традиционных продавцов к маркетплейсам, по его мнению, сводятся зачастую к второстепенным причинам. «Иногда можно встретить заявления о том, что в интернете на некоторых маркетплейсах часто встречается некачественная продукция, — продолжает Николай Перепелкин. — Открытых данных и статистики никто не публикует, поэтому определить справедливость данного заявления достаточно сложно». Но справедливости ради, по его словам, стоит отметить, что и офлайн магазины фигурировали в подобного рода «нюансах». Как правило, сложности возникают, когда потребитель, выключив свое критическое мышление и ответственное потребление, устремляется за неадекватно низкими ценами, забыв, что сыр по минимальной цене может привести в мышеловку.

Кого не сломать?

«Я могу привести неожиданный пример, — отмечает ведущий научный сотрудник (Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН) Сергей Смирнов. — Буквально на днях ехал на работу и видел, как достаточно пожилой человек на выходе из торгового центра грузил в машину целый ворох пакетов с разными мелочами. Там и продукты, и бытовые мелочи, включая рулоны туалетной бумаги и какие-то бутылки, и так далее. И у меня возникла такая мысль: он точно не является и не будет клиентом маркетплейса и интернет-магазинов. Людей, которым важен сам процесс покупки в магазине, уже не сломать».

А если говорить о тенденциях, то рынок несложных товаров, по его мнению, постепенно и неуклонно будет переходить к маркетплейсам. Условно говоря, чтобы купить ершик для унитаза и упаковку бумаги, совершенно необязательно ехать в торговый центр. В то же время технически сложные товары пока останутся в оффлайне.

   
   

Напомним, что по итогам 2023 интернет-торговля в России увеличилась на 28% и составила 6,4 трлн рублей. При этом, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в топ-5 продаваемых в интернете товаров входят цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, продукты питания, а также товары для красоты и здоровья.

Ранее сообщалось о том, что в России готовится новый закон о маркетплейсах.