Еврокомиссия планирует запретить европейским странам импортировать российское ядерное топливо. Об этом на брифинге в Брюсселе рассказала представитель ЕС по энергетике Анна Кайса Итконен. Такой запрет, по ее словам, пока находится на стадии разработки, поэтому даты его введения неизвестны.
Ранее, напомним, в ЕС одобрили эмбарго на поставки российского газа. Сжиженный природный газ в Европу запретят ввозить с января следующего года, трубопроводный — с сентября. Венгрия и Словакия уже заявили, что из-за этого планируют подать иск в суд.
Вопрос, кто будет поставщиком урана, а кто будет производить топливо, крайне сложен, но наиболее показательно и актуально решение Венгрии, считает эксперт.
«Понимая, какой риторики придерживается ЕС, Будапешт планомерно готовился к возможному запрету российских поставок: с 2028 года четверть топливных загрузок придется на американскую Westinghouse, а остальную часть покроет совместное предприятие „Росатома“ и французской Framatome, — говорит он. — То есть производиться топливо будет французской компанией по российской лицензии на территории Европы, потому что для реакторов российского дизайна нужно специальное сырье, лицензия на которое есть только у нас. Так что сказать, что решение ЕК полностью выведет нашу страну с европейского рынка, нельзя, оно скорее переформатирует ее участие».
При этом на российскую экономику решение Еврокомиссии серьезного влияния иметь не будет, убежден Мазурчук.
«Наша атомная отрасль активно развивается, осваивая новые рынки и возводя АЭС за рубежом, — поясняет он. — Например, в Египте уже строится станция „Эль-Дабаа“, в Индии — „Куданкулам“. В Поднебесной возводят станции „Сюйдапу“ и „Тяньвань“, в Бангладеш — АЭС „Руппур“, в Турции — АЭС „Аккую“. Кроме того, топливо начнут активно направлять на внутренние рынки. Поэтому потенциальных потребителей российского сырья достаточно».