В прошлом году продовольственная инфляция перешагнула двузначное значение, оказавшись на максимуме с 2015 года. Капуста за год подорожала более чем на вдвое, картофель — более чем на 60%, морковь стала дороже на треть с лишним, яйца и гречка — на четверть...
«Если вспомнить прошлый сильный всплеск инфляции в 2014-2015 годах, то тогда значения годовых темпов роста потребительских цен достигали 15-17%. Что, как мы видим, существенно выше текущих значений. Да и в целом ситуация в те годы сильно отличается от того, что происходит сейчас. Тогда рост инфляции сопровождался обвалом национальной валюты: всего за год курс доллара вырос примерно в два раза. Сейчас ничего подобного не наблюдается, а курс доллара наоборот падает. А значит, говорить о каком-то новом глобальном шоке нет оснований. Тем не менее последние заявления руководителей Центробанка сигнализируют о росте опасений дальнейшего ускорения инфляции в стране. Хотя о цифрах 2014-2015 года речи, конечно, нет.
В 2021 году инфляция ускорилась во всем мире. В США, например, она побила 40-летний рекорд. В ноябре темпы роста потребительских цен в Америке составили 6,8%. Последний раз такое было в июне 1982 года.
В свою очередь Зайнуллин добавляет, что наибольший потенциал к подорожанию имеют импортные товары.
«Вследствие роста долларовой инфляции из-за огромных вливаний средств в 2020-2021 гг. в рамках программ количественного смягчения, „вертолетных денег“, США свои социальные издержки традиционно будут перекладывать на остальной мир. Кроме того, локдауны и возросшие логистические издержки сильнее всего будут влиять на импортные товары и на отечественные товары, у которых большая доля импортных комплектующих и сырья.
Цены на продукты питания будут возрастать по объективным причинам: уже выросли цены на минеральные удобрения, и энергетический кризис может привести к подорожанию горючего.
Пик роста цен может прийти на период исчерпания складских запасов 2021 года — на весну 2022-го, точно так же, как и пик сезонной цены на фрукты и овощи», — полагает экономист.