Мёд институт. Что происходит с нашими пчёлами?

Frank Mikley / Commons.wikimedia.org

Из 3 млн российских пчёл на цветущие поля этой весной смогли вылететь не больше половины – остальные полегли под ударами природы и конкурентов. Критично ли это и что будет с медовыми ценами?

   
   

«Учитывая, что наши пчёлы в последние годы едва успевают оправляться после разного рода неприятностей, нынешняя ситуация выглядит угрожающей, – считает глава Союза пчеловодов России Валерий Капунин. – Впрочем, надеюсь, что объём потерь не окажется смертельным».

Есть надежда, что к началу периода главного медосбора эти потери разными способами восстановить всё-таки получится. Где-то можно будет купить семью, где-то улей и т. д. «Как ни странно, помогают поставщики из Средней Азии, – продолжает Капунин. – Хоть мы на них (точнее, на их пчелу) и жалуемся, но иначе сегодня нельзя. Потому что своё племенное пчёлоразведенческое направление мы очень сильно запустили».

В этом году наши пчёлы испытали сразу несколько болезненных ударов: сначала непогода, потом отравление пестицидами. Наконец, бесконтрольный импорт пчёл – преимущественно из той же Средней Азии (пчёлы-южанки, которые не приспособлены к нашим условиям, зато дешёвые и плодовитые). Что касается цен, то они вряд ли сильно изменятся, несмотря на ущерб, нанесённый отрасли. Эксперты говорят: дело в том, что рынок мёда в России прилично фальсифицирован. Честному пчеловоду конкурировать, поднимая стоимость из-за объективных причин, просто не получится – не купят. Самое печальное – отличить настоящий мёд от поддельного почти невозможно.

«Не помогают даже специальные навыки, – отмечает дипломированный медовый сомелье Иван Козярский. – Фальсификация достигла таких высот, что от подделки может защитить только лабораторный анализ».

Козярский признаётся, что сам прокалывался с покупкой мёда даже на солидных ярмарках. «Хотите избежать сюрпризов – найдите своего честного пчеловода», – советует он.

Медовая математика

Если человек хочет по­ставить себе 2–3 улья, ему на старте потребуется около 150 тыс. рублей. На выходе в сезон будет 50–60 кг мёда – хватит и для семьи, и для знакомых.