Уходящая администрация президента США Джо Байдена решила напоследок объявить «наиболее жесткие санкции» в отношении российского нефтегазового комплекса. Под ограничения попали почти 200 танкеров, перевозящих нашу нефть, и два отечественных страховщика — «Ингосстрах» и «Альфа-Страхование». Кроме того, под блокирующие санкции попали «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», а также топ-менеджеры ЛУКОЙЛа, «Башнефти», «Газпромнефти», «Зарубежнефти» и «Татнефти».
«Из примерно тысячи танкеров „серого флота“, которые перевозят нашу нефть, в список ограничений попали 180 судов, крупнейшие поставщики тоже не были упомянуты в перечне, — сказал Андрианов. — Одна наша компания, например, недавно подписала крупнейший контракт с Индией на 500 тыс. баррелей в сутки. Ее эти санкции не затронули. В общем, все сделано с таким расчетом, чтобы создать некоторые дополнительные сложности для России, но не слишком сильно побеспокоить мировой рынок».
Цена барреля марки Brent будет варьироваться в коридоре от 70 до 85 долларов, считает эксперт. Это цифры комфортны и для потребителей США, и для добычи сланцевой нефти в Америке. Наши же потери будут заключатся в дополнительном дисконте, который покупатели получают за дополнительные беспокойства, связанные с поставками из России.
«Сейчас дисконт составляет в среднем порядка 12 долларов с каждого барреля, теперь вырастет до 14-15 долларов, — полагает Андрианов. — Попавшие в этот раунд санкций компании будут тратить больше денег на доставку и страховку своей нефти, им придется искать других перевозчиков, подключать трейдеров. Все это — издержки, от них никуда не деться».
При этом часть сложностей будут носить временный характер, считает эксперт. Пока покупатели разберутся с новыми правилами игры, с кем дружить все еще можно, а с кем становится опасно, поставки могут ненадолго приостановиться. Но как только все вопросы будут разъяснены, то все вернется на круги своя.
«В результате вырастут издержки, придется продавать нефть с большим дисконтом, у всего мирового нефтяного рынка будут некоторые проблемы, — заключает Суверов. — Но никакого критического поражения нашему топливно-энергетическому комплексу и экономики нанесено не будет. Хотя некоторые технические сложности все равно придется решить. Не впервой».
Рост мировых цен на нефть в ожидании этого пакета санкций уже начался, добавил он. Дальше все зависит от того, как быстро получится перестроить схемы работы. Если все удастся сделать оперативно, значительного подорожания нефти не случится.