Несмотря на санкции и торговые ограничения, на российском рынке бытовой техники по-прежнему представлено множество товаров иностранных марок. Но зачастую под броскими и широко разрекламированными брендами скрываются отечественные производители. И это является не обманом, а, как специально для aif.ru объяснили эксперты, отражением наших собственных потребительских предпочтений.
Инерция мышления
Российские иностранцы
Например, очень по-немецки звучит название холодильников и встраиваемой техники Kaiser, но это солидное звучание является хитрым маркетинговым ходом креативных российских предпринимателей. Производство бытовой техники под этой маркой налажено в Китае, Малайзии и частично в Польше.
Также ассоциация с Германией у разнообразной бытовой техники Bork может быть оправдана только местом регистрации компании BORK Electronic Gmbh, но львиная часть продукции под этой маркой производится в Китае, а владельцем является российское предприятие «Технопарк».
Элегантный дизайн, чарующе низкие цены и стильное название Elenberg обеспечили коммерческий успех пылесосам, микроволновкам и тостерам, продающимся под этим зарегистрированным в Великобритании брендом. На самом деле торговая марка Elenberg принадлежит крупной сети магазинов электроники «Эльдорадо», выпуск продукции осуществляется в основном в Китае и частично в Турции.
Торговая марка мелкой и средней бытовой техники Scarlett была зарегистрирована еще в 1996 году в Великобритании, но также имеет русские корни, а производство заказывает в Китае. «Итальянские» стиральные машины Candy производят в Кирове на заводе, принадлежащем китайской Haier. Технику другого итальянского бренда — Indesit — выпускает турецкий Arcelik на фабрике в Липецке. Туркам же принадлежат бренды Grundig, Blomberg и флагманский Beko, выпускаемый на заводе в г. Киржач Владимирской области.
Экспортные резоны
Кроме завоевания доверия потребителей, многие отечественные бизнесмены «крестили» свои товары иностранными именами с прицелом на будущее. «Запуская какую-то новую марку, производители сразу закладывают возможность экспорта в третьи страны, — указывает Алексей Поповичев. — Но бренд, написанный на кириллице, имеет ограниченный рынок продаж. Используя традиционные российские названия, можно претендовать только на локальный сбыт внутри России, максимум — стран СНГ, поэтому те компании, которые в перспективе претендуют на экспортную экспансию, сразу используют какие-то броские бренды на латинице».
Поэтому маркой Redmond владеет компания из Санкт-Петербурга, а продукция под этим брендом продается не только в странах СНГ, но и в Восточной и Западной Европе, Израиле, Турции, Индии и даже в США, а производится все в том же Китае и отчасти Турции. То же самое относится к российскому производителю портативной электроники и аудиосистем для автомобиля Prology, аудио- и видеооборудованию Rolsen, а также бытовой технике и электронике под маркой Vitek, зарегистрированной россиянами в Австрии и выпускаемой в Китае. Они же владеют брендами Maxwell, Rondell и Collfort.
Но в последнее время сама жизнь заставляет предпринимателей переносить производство в Россию, пусть и под «импортными» брендами. Например, умные телевизоры Hartnes собирают на заводе «Квант» в Воронеже, а Яндекс запустил сквозной бренд бытовой техники Tuvio, включая умные телевизоры «с Алисой». Производят технику под этой маркой и в Китае, и в России. Выпуск умных телевизоров «Сбер» с голосовым ассистентом «Салют» налажен в Белоруссии.
Русификация возможна
Возможно, в будущем наше восприятие российских брендов бытовой техники улучшится, и полки магазинов будут заполнены стиральными машинами, холодильниками, кофеварками и фенами с названиями на русском языке. Тем более что в других сегментах потребительского рынка это уже произошло. «В секторе продовольственных товаров отечественная продукция пользуется устойчивым спросом, — отмечает Андрей Карпов. — Ее не нужно “маскировать” под зарубежную. Санкции и многочисленные международные ограничения не оказали серьезного воздействия на наш продовольственный рынок в том числе и потому, что потребители в основном отдают предпочтение отечественным продуктам питания, произведенным внутри России. Потребители доверяют местным брендам, поэтому большинство из них не маскируются под иностранные, а, наоборот, акцентируются на российском происхождении».