ФАС и крупнейшие торговые сети близки к завершению спора относительно наценок в рознице, которые порой доходят до 150%. О чём договорятся антимонопольщики с магазинами? И можно ли вообще сдержать цены в приказном порядке?
Цены повышенного внимания
На прошлой неделе Молочный союз России обратился к ФАС с призывом разобраться с высокими наценками на молочную продукцию в торговых сетях. Их размер составляет от 50 до 150%, сообщила председатель совета союза Людмила Маницкая. По её словам, жалобы на накрутки поступают от предприятий из разных регионов — от Краснодарского края до Камчатки. «Именно на молокоёмкие продукты идёт бóльшая накрутка. На молоко, кефир, ряженку — в меньшей степени, а вот на масло, сыр, сметану — очень серьёзные наценки», — добавила она.
ФАС недавно провела проверку торговых сетей, чтобы выяснить, есть ли случаи необоснованного повышения цен на так называемые социально значимые продукты. Это 24 наименования: хлеб, молоко, мясо, рыба, яйца, крупы, овощи и др. Этот контроль за ценами может стать постоянным — ведомство намерено собирать у сетей данные о ценах закупки и продажи социально значимых продуктов. Только пока неясно, поможет ли информация о наценках удерживать их в разумных пределах.
«Заморозить наценку»
Магазины порой так и поступают. «Есть так называемые товары-маркеры, по которым люди сравнивают цены в магазинах и выбирают, где выгоднее закупаться. Это яйца, сахар, мука, молоко и, как ни странно, бананы — один из самых популярных у нас продуктов, — поясняет И. Федяков. — Поэтому сети заинтересованы устанавливать на эти товары выгодную цену. И даже могут работать с отрицательной наценкой, чтобы, например, яйца в магазине по акции стоили дешевле, чем у других. Людей это привлекает, они идут в магазин, покупают товар по акции, а заодно много чего ещё».
Виновата ли торговля?
Насколько же вырастает ценник продуктов по пути между закупкой и полкой магазина? ФАС находила наценки на пшено — 44%, свёклу — 41%, чай — 40%, ржаной хлеб — 30%. У Росстата более скромные цифры: в 2020 г. торговая надбавка на ходовые продукты была в пределах 10–25%. Меньше всего она у курицы — 9,3% от розничной цены или 13 руб. на 1 кг, больше всего у мороженой рыбы — 25,1% (81 руб. на 1 кг). На сахар торговля накидывала 13,4%, на молоко — 14%, говядину — 14,9%, подсолнечное масло — 15,8%, варёную колбасу — 23%.
«Обычно наценка на продукты питания в торговле составляет от 15 до 60% в зависимости от спроса на товар, а также конкуренции, — отмечает Г. Остапкович. — Если в радиусе 1 км есть лишь один магазин, он может поставить любую наценку. А вот если их пять — завышать цены не получится, люди будут покупать у других».
Но пока конкуренция выше не становится. Особенно после того, как недавно сеть «Магнит» купила «Дикси», а «Лента» приобрела российский филиал австрийской сети супермаркетов Billa. «Сегодня топ-5 торговых сетей у нас контролирует треть оборота продуктов в стране, — сообщил И. Федяков. — В крупных регионах этот показатель выше, например, в Санкт-Петербурге 5 крупнейших сетей контролирует уже больше половины. Дело не в торговой наценке, а в том, чтобы сохранить конкуренцию на рынке. Если будет множество торговых сетей и предприятий, которым придётся конкурировать и за покупателей, и за поставщиков, не нужно будет прибегать к регулированию цен».
Чуть помедленнее, цены
Обратить внимание на торговые наценки власти вынудил рост цен на продукты. Некоторые из них прибавили десятки процентов. Особенно отличились овощи и фрукты, курица, рыба, подсолнечное масло. «У каждого продукта были свои причины для подорожания, — пояснила Наталья Шагайда. — Например, повышение цен на внешнем рынке вызвало рост стоимости продуктов, идущих на экспорт. У нас три главных экспортных продукта, которые активно продаются за рубеж, — зерно, растительное масло и рыба. Большинство видов продовольствия не вывозится, но они тоже
подорожали. Например, неурожай сахарной свёклы в прошлом году привёл к росту цен на сахар».
На самом деле продукты подорожали ещё до того, как добрались до магазинов. По данным Росстата, цены производителей с начала года выросли на 8,8%, а с июля 2020-го по июль 2021-го — на 15,4%. «К сожалению, у нас сокращается число небольших крестьянских и фермерских хозяйств. Основные сельхозпроизводители — это крупные агрохолдинги, которые могут быть монополистами в своих регионах и устанавливать выгодные им цены», — отмечает Г. Остапкович.
Вызывает беспокойство и резкое увеличение транспортных расходов. По информации отраслевых союзов поставщиков продуктов, за доставку мяса перевозчики стали брать на 10% больше, за картофель — на 20–30%. В итоге эти дополнительные расходы так или иначе окажутся в конечной цене продуктов.