«В цепочке масса посредников, в итоге всегда находится перевозчик, готовый пойти на сделку по сниженной цене, — объясняет Журавлев. — Это водителями-профессионалами готовы стать немногие, а на легковой транспорт или „Газели“, где нужны права простой категории В, кажется, и вовсе идут все, кто не сумел устроиться ни на какую другую работу».
Мелкая альтернатива
«Дефицит крупнотоннажной перевозки, вызванный недостатком водителей категории СЕ, отражается на тех компаниях, кто нерегулярно заказывает доставку, — объясняет Кирьян. — Это им сложно найти свободную машину или выгодный тариф. Сетевая торговля и крупные поставщики, напротив, работают на долгосрочной основе, и там либо есть крупные постоянные партнеры с хорошим парком машин и водителями, либо собственная логистика».
Например, минувшим летом до 6% машин, выпущенных в России, не попали в салоны и не были проданы по единственной причине — не было водителей автовозов, которые доставили бы машины с завода в точки продаж. Некоторые компании в такой ситуации увеличили отпускные цены на 50 тысяч рублей, сославшись именно на трудности логистики.
Где найти людей
Источников для притока в отрасль новых кадров ровно два: или своих научить, или пустить за руль мигрантов. Общественная организация «Водители России» готовит целый проект по привлечению в профессиональные автошколы сельской молодежи — для нее такая работа может стать окном в большой мир. Правда, сама сельская молодежь чаще выбирает более простые пути и если и идет в транспорт, то как раз на малые грузовики. Свободы там больше, а деньги те же.
«Встает вопрос соблюдения правил дорожного движения и безопасности на транспорте, — уточняет он. — Водители-мигранты без достаточного опыта и квалификации приводят к учащению случаев нарушения ПДД — превышения скорости, игнорирования требований о режиме труда и отдыха и так далее. Они готовы работать за меньшую зарплату без оформления трудовых договоров и разрешений на работу. Это способствует росту теневого сектора экономики и лишает бюджет налоговых поступлений».
В условиях кадрового голода обостряются налоговые риски для транспортных компаний, продолжает Русяев. Чтобы привлечь водителей, работодатели вынуждены идти на различные «серые» схемы оплаты труда — завышенные компенсации расходов, неучтенные сверхурочные, неофициальные премии. Всё это не позволяет в полной мере отражать реальный фонд оплаты труда и способствует уклонению от уплаты страховых взносов и налогов. Конечно, контролирующие органы могут организовать тотальные проверки и всех обложить штрафами. Но это приведет к еще большим негативным последствиям для этой сферы, полагает юрист. Более уместными были бы налоговые льготы, которые позволят перевозчикам направить больше денег в фонд заработной платы, чтобы они за несколько лет выровняли ситуацию. А там, глядишь, и ученики в автошколы потянутся получать права водителей грузовиков. Или беспилотные технологии выйдут на новый уровень.
«Вклад автоперевозок в ВВП страны — 3-4%, он мог бы быть выше, если бы часть грузовиков не простаивали из-за отсутствия водителей, — заключает Кирьян. — Развитие параллельного импорта и перестройка отечественной экономики в 2022 и 2023 годах создали дополнительный спрос на логистику. И в 2024 году он тоже останется высоким. Одними повышением зарплат проблему здесь не решишь — можно уйти, например, на контракт в армию и получать там еще больше денег за вождение точно такого же грузовика. Надо что-то придумывать».