Какие товары могут подорожать из-за введения маркировки?

Категория:  Доступная экономика
Ответ эксперта

Во вторник, 21 мая, вступило в силу постановление правительства РФ об утверждении размера платы за предоставление кодов маркировки, которые должны в обязательном порядке наноситься на некоторые товары. Она составит 50 копеек за один код без учета НДС. Коды на включенные в перечень ЖНВЛП лекарства, предельная отпускная цена которых не более 20 рублей, будут предоставляться бесплатно. Оператор системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — начнет взимать плату с 1 июля 2019 года.

   
   

СМИ сообщают о том, что введение обязательной маркировки на отдельные товары приведет к росту потребительских цен на них. АиФ.ru выяснил у экспертов, как нововведение отразится на ценах.

Какие товары должны маркироваться?

Маркировка введена в России с целью борьбы с контрафактом. С лета 2016 года в обязательном порядке маркируются шубы и другие изделия из натурального меха. В 2018 году в экспериментальном порядке проводилась маркировка ювелирных изделий, но в список товаров, подлежащих обязательной маркировке, они пока не внесены. Также с 1 февраля 2017 года по 31 декабря 2019 года в России проводится добровольная маркировка лекарств.

Согласно постановлению правительства, с 1 июля 2019 года вводится обязательная маркировка обуви, а также сигарет и папирос. Другие виды табачной продукции, например, сигары, сигариллы и табак для кальяна, маркировать начнут с 1 июля 2020 года.

Обязательная маркировка еще ряда товаров начнет действовать с 1 декабря 2019 года. Это духи и туалетная вода, верхняя одежда (пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки), блузки женские или для девочек, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье, фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки, шины и пневматические резиновые покрышки.

В мае 2019 года «Ведомости» сообщили, что Дмитрий Медведев решил добавить в этот список еще восемь групп товаров: готовые продукты из мяса и рыбы, детское питание, растительные масла, безалкогольные напитки, бакалею, косметику, бытовую химию и бытовую технику. Правительство направило это предложение в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), но решение о маркировке новых групп товаров пока не принято. Между тем ряд производителей детского питания, соков и безалкогольных напитков обратились к Медведеву с просьбой исключить их продукты из списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. Как пишет РБК, производители считают, что маркировка на эти товары не нужна, так как они достаточно хорошо защищены от контрафакта. К тому же введение маркировки на детское питание, соки и лимонады приведет к росту цен на эти товары.

Действительно ли введение маркировки отразится на ценах для потребителей?

Заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Владимир Ионкин считает, что маркирование товаров, скорее всего, приведет к увеличению их конечной стоимости. «Маркировка — это прямые издержки для производителя. Они включают не только 50 копеек без учета НДС, но и затраты на переоборудование линии, закупку сканеров, изменение логистических процессов. Поэтому, вероятно, они отразятся увеличением цены миниvум на эти же 50 копеек без учета НДС. Все зависит от стоимости товаров. Если товар стоит 100 тысяч рублей (например, шуба), а акциз на него обходится в районе 20 рублей, вряд ли продавец будет выставлять ценник 100 тысяч 20 рублей. В этом случае затраты на маркировку могут никак не отразиться на цене на полке. Пока то, насколько подорожают товары, оценить трудно», — рассказал Ионкин.

   
   

В Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП) АиФ.ru сообщили, что повышения цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП не будет. «Несмотря на установленную законом стоимость кода маркировки, цены на лекарства из перечня ЖНВЛП не изменятся. Но если производство таких препаратов станет нерентабельным, а еще хуже — убыточным, то такие препараты будут сняты с производства. Компенсация расходов на оплату кодов маркировки будет за счет тех препаратов, цены на которые не регулируются», — отметил генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.

Смотрите также: