Изменения закона о навигации. Принятие поправок повлечет падение ВВП?

Фото: Алексей Витвицкий / АиФ

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» обратилось к главе ФАС Игорю Артемьеву. Поводом стали поправки в федеральный закон о навигационной деятельности, предлагаемые Минтрансом РФ. В частности, общественники указывают на то, что их принятие может повлечь нарушения антимонопольного законодательства и проблемы с обеспечением цивилизованной конкуренции, существенное увеличение количества неналоговых платежей. А все это приведет к разгону инфляции, ухудшению делового климата и жизни граждан.

   
   

Как считают эксперты, внедрение обязательной платы за навигационную информацию повлечет рост цен на товары и услуги, что в совокупности с антимонопольными рисками приведет к снижению ВВП России на 0.9% и составит около 900 млрд рублей в год.

Изменения в законе

Проект изменений Федерального закона предполагает установку на транспортные средства многофункционального бортового устройства, которое должно быть подключено к Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» с последующей обязательной идентификацией в системе взимания платы «Платон». Такой аппаратурой должны быть оборудованы автобусы, троллейбусы категорий М2 и М3 (до 8 и более мест сидения, массой менее 5 и более 5 тонн), грузовые автомобили категории N1, N2,N3 (массой менее 3,5 тонн, от 3 до 12 тонн, и более 12 тонн). При этом устанавливать данное устройство должны за свой счет владельцы транспортных средств. Фактически изменения будут распространены на все колесные транспортные средства, перевозящие не только грузы, но и пассажиров, в том числе внутри городов, включая такси.

В результате получается, что вся навигационная информация о передвижении транспортных средств с такой системой на борту станет передаваться исключительно через «Платон». И не будет возможности отказаться от передачи таких данных. То есть получается, что и частный бизнес, и государство сначала передадут важную информацию логистического характера в систему, а затем будут платить «Платону» за получение данных из нее.

Эксперты полагают, что это станет причиной существенного роста неналоговых платежей, а также приведет к дополнительной финансовой нагрузке на участников рынка перевозок разного уровня и прочих отраслей экономики. Подобная практика избыточного фискального давления противоречит позиции Правительства РФ, которое заявляло о принципиальной недопустимости дальнейшего роста неналоговой нагрузки на бизнес, отмечают специалисты. Важно отметить, что недавно с критикой подобных квазиналогов выступил и президент РФ Владимир Путин.

Высокий риск

Платить оператору системы «Платон» за получение информации о движении колесного транспорта будут вынуждены и субъекты РФ, и муниципальные власти. Это станет обременительной нагрузкой на региональные и муниципальные бюджеты, которые испытывают серьезный дефицит средств.

«Платон» же получит неограниченный доступ к сбору и обработке данных по движению всех колесных транспортных средств, перевозящих грузы и пассажиров по всей стране. В частности, система будет аккумулировать полную информацию о логистических потоках конкурирующих между собой торговых сетей, конкурирующих систем электронной торговли и их логистических потоках, систем доставки пассажиров и грузов. Это затронет деятельность всех торговых сетей в стране, таких компаний как Магнит, Лента, Перекресток и др., ФГУП «Почта России», проекты электронной торговли Сбербанка, Яндекса, такси и многих других.

   
   

«Это означает крайне высокие риски утечки и манипуляции данными, подрыв базовых принципов антимонопольного законодательства и цивилизованной конкуренции, защиты прав собственности и корпоративной безопасности, — отмечает председатель ОЗПП Михаил Аншаков. — Особую актуальность данные риски приобретают в связи с участившимися в последнее время случаями утечек различных баз данных в Интернет и торговли базами данных».

Эксперты считают, что в результате это приведет к существенному ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, повышению уровня инфляции (поскольку издержки на выплатах в частную систему будут закладываться в цены на товары и услуги), последующему снижению уровня жизни граждан, а также замедлению экономического роста.

Смотрите также: